Целеполагание в педагогике это

Целеполагание в педагогике это

Целеполагание в педагогике это

Верно поставить перед собой цель – сложная задача. Целеполагание это целый раздел в науке, который направляться пристально изучить, перед тем как приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности возможно заблаговременно обречь себя на провал.

В статье главное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Так как как раз преподаватель значительно чаще сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание это база не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, в то время, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и способ следования к ее исполнению. В обязательном порядке учитываются и все нужные факторы, каковые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание это такой же процесс, лишь, в отличие от бизнеса, к примеру, задача ставится образовательная. Говоря о целях, необходимо понимать, что они смогут иметь различный темперамент, другими словами отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры либо отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для различных возрастных категорий;
  • при изучении различных дисциплин;
  • появляющиеся по ходу обучения и ставящиеся перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи смогут быть различными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже осознали, что постановка задач это серьёзный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Отыскать правильное определение функций этого процесса сложно, поскольку существует большое количество различных формулировок. Но все сходятся в едином мнении базой работы любой компании есть постановка цели. Но сама по себе она не имеет возможности работать самостоятельно без выяснения более небольших управленческих задач.

Следовательно, следующей возможно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играется в управлении, возможно выделить и управленческую. Последняя сопровождает начальника в течении всей деятельности и ведет к успеху.

Существуют различные взоры на определение, имеет целеполагание основывающую либо организационную функцию. Тут возможно заявить, что частично правильно да и то, и другое.

Так как задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их исполнения в целом. Так что нельзя разделять данный процесс на различные функциональные сферы.

Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы либо учебы.

Цель и целеполагание

Но возвратимся все же конкретно к педагогике. Эта сфера интересует нас сейчас больше всего. Для педагога принципиально важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог пристально анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, каковые педагог находит разумными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более правильные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, преподаватель должен брать во внимание не только индивидуальные, но и глобальные события. Планирование и целеполагание это процессы неразрывные, и в то время, когда мы определяемся в своих намерениях, то в один момент планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном ходе создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту совершенную формулировку.

Такая личность обязана мочь развивать все свои преимущества и положительные качества, дабы выжить в мире, который быстро изменялся и потребовал от человека все громадных умений и навыков. По мере того как изменялся мир, изменялась и формулировка глобальной цели.

На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Данный масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Тут учитываются особенности исторических событий сейчас, важность тех либо иных качеств на конкретном этапе развития страны. Как раз тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие эмоции ответственности перед страной;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как в любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Личные цели

Целеполагание на уроке это уже более узкое рассмотрение процесса. Личный подход высказывает те потребности, каковые характерны отдельным людям и различным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая домашние события детей), и анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут также возможно различным:

  • вольный стиль цели ставятся совместно, по окончании дискуссии и утверждения всеми;
  • твёрдый стиль цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заблаговременно определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и способы решения обсуждаются вместе с обучающимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, и от специфики дисциплины.

Серьёзные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, каковые принципиально важно учитывать. В случае если покинуть без внимания какой-то из них, другими словами шанс не взять желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач нужно:

  • учитывать личные требования ребенка, учителя, школы либо другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором живут участники процесса;
  • изучить особенности экономразвития сейчас, и все события, существующие в учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, и атмосферу в коллектива.

Неизменно необходимо не забывать основное: исходить необходимо от малого к большему. Другими словами главным в ходе есть индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, возможно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая яркая постановка задачи.
  2. Определение способов, благодаря которым она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, каковые педагог ожидает взять.

По-любому, но эти три компонента должны в обязательном порядке выполняться, поскольку человек должен четко видеть не только цель, но и как именно он достигает результата, и что возьмёт, в то время, когда достигнет его. Данное крайне важно и считается основополагающим в данной сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже осознали, воздействие целеполагания включает в себя большое количество разнообразных факторов. Целый процесс обучения складывается из постоянной постановки задач.

Одна задача достигается, ставится другая, и без того происходит все время, пока продолжается обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы.

А дабы оно было успешным, необходимо знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели лишь по окончании тщательного изучения всех составляющих и нужных факторов.
  2. Настоящие цели, другими словами постановка таких задач, каковые реально достигнуть в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется большое количество внимания, личный подход в обучении играется именно эту роль – учитывать возможности каждого участника. Возможно поставить одной группе учеников задачу, которая для них настояща, а одновременно с этим для других детей она будет через чур тяжела, другими словами необходимо доходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что означает постоянную взаимосвязь различных дорог и задач в ходе обучения и воспитания. Запрещено ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Кроме этого в случае если поставлена громадная цель, то необходимо поделить ее на подцели и любой раз мотивировать обучающихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их необходимо идентифицировать любой раз, в то время, когда они изменяются.
  5. В обязательном порядке анализировать итог (положительный либо отрицательный), но это нужно делать чтобы верно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особым либо новым и хорошо известны каждому педагогу. Принципиально важно, дабы о них не только не забывали, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Чтобы верно осознать и запомнить, что целеполагание это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы попытались тезисно изобразить все потребности, и факторы и условия, каковые влияют на них в воспитании и обучении.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание это обязательный атрибут образовательного процесса. Чтобы он стал успешным, педагогу необходимо не просто слепо ставить задачи и делать их, вопреки всему. Нужно учитывать все составляющие, условия, факторы, и личные особенности обучающихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка громадных, небольших и промежуточных целей.

Чтобы неизменно верно выполнять целеполагание, педагогу необходимо систематично заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, и тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом ходе нужен только комплексный подход, а при диагностике нужно учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

в соц. сетях

Источник: http://tpk-eti.ru/medicine/celepolaganie-v-pedagogike-jeto.html

Целеполагание в педагогике

Целеполагание в педагогике это

СОДЕРЖАНИЕ

1)   Понятие цели воспитания и обучения. 3

2)   Факторы   определения   целей   образования. Историческое   изменение   целей воспитания. 5

3)   Задачи воспитания. 6

Практическое    задание. 7

Литература. 9

1)        Понятие цели воспитания и обучения

Цель представляет собой: желаемое состояние объекта;модель потребного будущего; сознательный образ ожидаемого результата, предполагаемый результат (образ) деятельности (действия), направленного на предмет, при помощи которого субъект намеревается удовлетворить свою потребность.

Под целью в педагогической деятельности понимают мысленное представление конечного результата этой деятельности, допускающее объективную количественную и качественную оценки.

Цели порождаются потребностями субъекта деятельности, вырастают из них.

Потребность – это явление отражения в психике человека необходимых или желательных условий его жизни и развития. Потребность может быть реализована при различных вариантах деятельности, её методов и средств при наличии мотива деятельности.

Поскольку в учебном процессе существует два субъекта деятельности и два вида деятельности (обучающая ОД и учебная УД), необходимо разли­чать цели обучения и цели учения.

Цели обучения обычно задаются извне. Они выражают общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними.

Цели же учения определяются выражаемыми в них индивидуальными потребностями и мотивами, сформировавшимися в предшествующем опыте студента.

Цели обучения и цели учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное воспроизведение в структуре индивидуальных потребностей системы общественные потребностей и ценностей, что практически исключено.

Поэтому задача обучения состоит в том, чтобы сблизить структуру индивидуальных и общественных потребностей, то есть обеспечить принятие студентами общественно значимых целей в качестве лично значимых целей учения, то есть сформировать мотивы их учебной деятельности.

Мотив является одним из компонентов психологической структуры любой деятельности. Это – побуждение к совершению действия, порождённое системой потребностей человека и в разной степени осознаваемое.

Для каждого человека в каждый определённый период его жизни существует совокупность мотивов, определённых иерархией его потребностей, так называемая мотивационная сфера.

Это тот стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации,, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые каче­ства и другие социально-психологические характеристики.

В зависимо­сти от структуры мотивационной сферы для личности на первом месте ока­зываются мотивы разных групп, что существенно влияет на значение тех или иных потребностей для личности, на характер и способ достижения цели.

В структуре мотива могут присутствовать различные компоненты и их сочетания.

Например, удовольствие от самой деятельности, значимость для личности результата деятельности, значимость вознаграждения за деятельность или её результаты и т.д.

В зависимости от источника формирования цели связь между потребностями, мотивами и целью может быть разной.

Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Таким образом, взаимосвязь компонентов  заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на возникновение такого существенного явления, как обратная связь, наличие которой позволяет говорить об управленческой составляющей деятельности педагога.

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью. На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» определяет стратегию дальнейшего поведения учителя.

Процесс достижения цели приобретает циклический характер и продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.

Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности.

Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.

В ней (в цели) содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной личности, а с другой – интересы и ожидания различных социальных и этнических групп.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания, как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п.

Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П. Беспалько.

Он считал, что «будучи системообразующим в педагогической системе, элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или рыхлости всей ПС…

Необходимое и достаточное требование к формулированию целей функционирования ПС – их диагностичность, т.е.

обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания».

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цель педагогической деятельности – явление не только историческое, но и динамическое.

Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели – развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.

2)        Факторы   определения   целей   образования.    Историческое   изменение   целей воспитания

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности,  которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. 

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям,  умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного,  гармоничного  развития эмоциональной,  умственной, ценностной,  волевой и физической сторон личности.

Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры.

Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель,  а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Человек –  система  динамическая,  становящаяся  личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. 

Следовательно,  с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика личности как процесс  ее  становления  представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта,  которое и составляет онтогенетическое развитие человека.

Осуществляется оно в процессе деятельности.  Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого  субъекта.  Речь  идет  об учении как ведущем виде деятельности,  обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с  другими видами деятельности (трудовой,  игровой, общественной).

Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования. 

Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу,  как содержание особым образом организованной  деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

3)        Задачи воспитания

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.

Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди – отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).

Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на “завтрашний день” развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей.

Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности.

В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности.

Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей – это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов.

Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.

Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений.

Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.

Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов – естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Практическое    задание:    Выполните    схему    «Целеобразование    в    педагогической деятельности». Сформулируйте эмоции, которые появились у Вас в результате изучения данной темы

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «личность, способная строить жизнь, достойную Человека».

Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнообразных вариациях обстоятельств и требует от него высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства.

Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный результат целенаправленной деятельности.

Определяющим компонентом педагогического управления учебным процессом при технологическом подходе к нему является постановка целей обучения.

Именно ею, в конечном счете определяется содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приёмы и полученный результат. Это можно выразить следующей схемой:

Д = Ц−СОД−М/ср-ва−Р−R ,

где    Д – деятельность (в данном случае учебная),

Ц – цель,

СОД – содержание,

М/ср-ва – методы, средства, приёмы,

Р – результат.

R -рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний).

Литература

1)        Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008 – 430с.

2)        Сластёнин, В.А, Педагогика: учебник для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / В.А.  Сластёнин,  И.Ф.  Исаев,  Е.Н.  Шиянов;  под ред.  В.А.   Сластёнина.  – М.: «Академия», 2008. – 576с.

Источник: https://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-08-23/tcelepolaganie-v-pedagogike

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.