Коммуникативная функция общения

Коммуникативная функция общения

Коммуникативная функция общения

Коммуникативная функция общения реализуется в обмене информацией между людьми. В процессе общения люди обмениваются между собой представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

При этом в общении происходит не просто обмен информацией, а выработка общего смысла, что возможно только в том случае, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Поэтому в каждом процессе общения в единстве представлены и деятельность, и общение, и познание.

«Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т.е. прежде всего свои собственные переживания, чувства, мысли». По меткому замечанию И. Канта, в общении человек «публично пользуется своим разумом».

Реализация коммуникативной функции общения включает несколько уровней. На первом из них осуществляется выравнивание различий в исходной информированности, имеющейся у индивидов, которые вступают в контакт. Второй связан с передачей и принятием значений.

В этом случае общение выступает как информирование, обучение, инструктаж и т. д. Наконец, третий уровень связан со стремлением индивидов понять взгляды и установки друг друга.

Общение здесь направлено на формирование оценок достигаемых результатов (согласие, несогласие, сопоставление взглядов и т.д.).

Коммуникативный акт, этапы и средства общения

В структуре коммуникативного акта выделяют следующие элементы:

  1. адресант – лицо, посылающее сообщение (субъект общения);
  2. адресат – лицо, которому направлено сообщение. В организациях источником и адресатом общения выступают сотрудники с их целями, мотивами, знаниями, идеями и т.д.;
  3. сообщение – что передается, какое именно содержание;
  4. код – форма, в которой идеи и цели могут быть выражены как «сообщение». Код может включать вербальные средства (т.е. средства естественного языка), математические символы, диаграммы, жесты и т.д.;
  5. цель – зачем, ради чего послано сообщение;
  6. канал связи – среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом. Каналом связи может быть голос, текст, проводная связь, связь через эфир, информационные табло и др.;
  7. результат – что достигнуто в итоге общения.

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «адресант – сообщение – адресат» асимметрична. Для адресанта смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков.

Для адресата смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

В последнем случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания адресатом смысла высказывания может стать очевидной для адресанта лишь тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей, т.е. когда адресат превратится в адресанта и своим высказыванием сообщит о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения и происходит обогащение, развитие информации.

Мера известной согласованности действий адресанта и адресата в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в общий организационный контекст.

Этапы и средства общения

Коммуникативный процесс можно разбить на пять этапов:

  1. Начало обмена информацией, когда адресант должен ясно представить, «что именно» (какую идею и в какой форме её выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить;
  2. Кодирование или перевод идей адресанта в систематический набор символов. Кодирование обеспечивает форму, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов;
  3. Выбор и передача информации через выбранный канал связи: голос, жесты, мимика, текст, электронные средства связи (компьютерные сети, электронная почта) и т.д. Теперь цель адресанта выражена в форме сигнала. Форма, которую сигнал принимает, зависит в значительной мере от используемого канала;
  4. Декодирование-приём. Адресат переводит вербальные (словесные) и невербальные сигналы и символы в свои мысли. Он интерпретирует (декодирует) сигнал в свете своего предыдущего опыта. Чем полнее достигнута цель адресанта, тем более эффективно общение;
  5. Этап обратной связи, или оценки реакции адресата на полученную информацию.

На всех этапах процесса общения могут возникать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Контур обратной связи обеспечивает канал для реакции адресата, который позволяет адресанту определить, был ли получен сигнал, как он был понят и достигнута ли цель общения.

Особое внимание следует обратить на цели общения. Каждый акт общения имеет цель. Она может состоять в том, чтобы что-то сообщить адресату, повлиять на его отношение к чему- или кому-либо, заручиться его поддержкой или повлиять на его поведение (например, выполнить указание, получить от него нужную информацию). Как правило, реальное общение обусловлено комбинацией сразу нескольких целей.

Эффективность сообщения, посланного адресантом, может быть оценена по тому, в какой мере были достигнуты цели общения. Первое условие успешного общения – это внимание со стороны адресата. Если сообщение передано, но адресат «пропустил его мимо ушей», ценность такого общения невелика.

Эффективность общения также зависит от понимания содержания сообщения. Если адресат не понял сообщения, то, какой бы ни была цель общения, она вряд ли будет достигнута. И наконец, ещё одно условие состоит в принятии сообщения адреса в том.

Даже если сообщение привлекло внимание адресата и было им понято, он может не принять его, считая ложным, несправедливым или неинтересным для себя.

Только в том случае, если обеспечено внимание, понимание и принятие сообщения адресатом, вероятность достижения целей общения будет достаточно большой.

Общение почти всегда имеет двусторонний характер и у адресанта есть возможность получения обратной связи о результатах своего сообщения.

Таким образом источник общения может оценить, обратил ли адресат внимание на его сообщение, понятно ли ему его содержание и принимает ли он его.

Самым сложным для источника общения является определение степени принятия его сообщения: адресат не всегда заинтересован в том, чтобы демонстрировать своё действительное отношение к сообщению.

Средства коммуникации

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

При грубом делении различают вербальную коммуникацию, при которой в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, для осуществления которой используются различные формы неречевых знаковых систем.

Вербальное общение, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный язык.

Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации таким образом смысл сообщения теряется менее всего.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Когда двое людей общаются друг с другом, происходит обмен не только информацией о идеях, но и обмен чувствами и эмоциями. Эта эмоциональная информация передается и тем, что человек говорит, т.е. языковыми, вербальными средствами, и тем, как он говорит, т.е.

невербальными средствами. Значение слов источника сообщения может изменяться в зависимости от интонации, пауз, громкости, темпа или манеры речи.

Чувства также передаются разнообразным набором невербальных средств: через жесты, выражения лица, движения тела, позы, прикосновения и зрительный контакт.

Невербальные средства общения. Среди невербальных средств коммуникации можно выделить следующие знаковые системы:

  • оптико-кинестетическая;
  • паралингвистическая;
  • экстралингвистическая;
  • проксемическая;
  • визуальное общение.

Оптико-кинетическая система знаков – это использование общей моторики различных частей тела для выражения эмоциональных реакций.

Она включает в себя движения рук (жестикуляцию), движения головы и мышц лица (мимику) и использование различных поз и движений тела (пантомимику).

Включение кинесики в ситуацию вербальной коммуникации придает общению дополнительные нюансы, которые нередко имеют различный смысл в различных сообществах. В настоящее время сформировалась специальная область знания – кинесика, исследующая этот вид общения.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации.

Паралингвистические знаки охватывают собой систему вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливание, плач, смех, а также вариации речевого темпа..

В процессе общения смысловую нагрузку нередко несут пространственные и временные характеристики коммуникативного процесса.

Так, например, размещение боком к партнеру по общению не способствует возникновению контакта, символизируя невнимание или желание поскорее закончить разговор.

Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм и временных характеристик организации общения.

Своевременный приход на встречу косвенно выражает уважение и вежливость по отношению к собеседнику, а даже обоснованное опоздание выглядит как проявление неуважения.

Нормами пространственной и временной организации общения занимается проксемика, которую её основатель Э. Холл рассматривал в качестве «пространственной психологии». Им была предложена методика оценки интимности общения на основе анализа её пространственных характеристик.

Специфические наборы пространственных и временных констант в ситуациях общения получили название «хронотопов». Так, выделены хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты: например, неоправданную откровенность по отношению к первому встречному.

Необходимым «сопровождением» непосредственного вербального общения выступает визуальное взаимодействие, или «контакт глаз». Это атрибут прежде всего интимного общения. Достаточно вспомнить выражения «масляный взгляд» или «ест глазами».

В психологии была даже предпринята попытка разработать «формулу интимности», исходя из различий в дистанции общения, в разной мере позволяющей использовать контакт глаз. В этом контексте интерес представляют и работы о роли визуального общения в развитии ребенка.

Едва появившись на свет, младенцу свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице. Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

В процессе невербальной коммуникации человек, как и в случае с языком, использует некоторый код. Но если в случае с речью система кодирования-декодирования в достаточной мере формализована и однозначна, то при невербальной коммуникации такая ясность отсутствует. Что можно здесь считать кодом и как обеспечить адекватное понимание элементов этого кода партнером по общению?

Несмотря на трудность выделения единиц внутри систем невербальных знаков по аналогии с единицами в системе речи, ученые попытались решить эту проблему. Так, была предпринята попытка создания своеобразного алфавита телодвижений, из «букв» которого можно составлять более сложные «фразы».

Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и используются в общении. Были даже созданы «словари» тело движений и подсчитано «количество» кинов в разных национальных культурах.

Однако, разумеется, даже в более систематичном и формализованном виде язык телодвижений не может достичь того совершенства в передаче любой информации, которой обладает естественный язык.

Анализ систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую, но в основном вспомогательную роль в процессе общения. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников.

Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются и поэтому часто оказываются более правдивым источником информации о собеседнике или аудитории. Например, когда работник старательно избегает зрительного контакта с менеджером и старательно делает вид, что полностью поглощен своей работой, он сам того не желая, может сообщать о своих недоработках или просчетах.

Вместе с вербальной системой коммуникации невербального общения обеспечивают обмен информацией, который необходим для организации совместной деятельности.

Источник: https://psyera.ru/kommunikativnaya-funkciya-obshcheniya-1744.htm

Понятие коммуникации. Функции коммуникации. Роль, задачи, сущность коммуникации

Коммуникативная функция общения

Коммуникация в широком смысле слова – это общение, передача информации от одного человека к другому.

Это же понятие в организационном контексте рассматривается в качестве процесса (коммуникация представляет собой общение людей: обмен мыслями, идеями, информацией, чувствами, намерениями) и объекта (она является совокупностью технических средств, которые обеспечивают передачу информации).

Функциями коммуникации являются информационно-коммуникативная, эмоционально-коммуникативная и регулятивно-коммуникативная. Однако исследователи по-разному их определяют. Прочитав эту статью, вы узнаете, какова сущность, задачи и роль коммуникации. Также мы расскажем о функциях данного процесса.

Коммуникационный процесс и его роль

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.

Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:

  • информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
  • предупреждать других (крик или дорожные знаки);
  • объяснять что-либо (учебник);
  • развлечь (художественный фильм или анекдот);
  • убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
  • описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).

Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.

Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:

  • выживание;
  • личные потребности;
  • сотрудничество с другими;
  • поддержание отношений;
  • убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
  • объединение организаций и обществ в единое целое;
  • осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
  • проявление воображения и творческой натуры;
  • осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).

Группы потребностей человека

Потребности человека принято разделять по следующим группам:

  • социальные;
  • личные;
  • экономические;
  • творческие.

В целях понимания и трактовки теории коммуникации, представляющей собой научное знание о различных законах взаимодействия, нас интересуют, прежде всего, социальные и личные потребности индивида.

Компоненты коммуникации

В случае если не достигается взаимное понимание, можно говорить о том, что коммуникация не состоялась. Из этого следует, что в данном процессе активную роль играют обе стороны. Коммуникационный процесс представляет собой взаимодействие совокупности целого ряда компонентов. Вкратце рассмотрим основные из них.

Коммуникатор, или отправитель – это лицо, которое генерирует идею либо собирает информацию и затем передает ее. Отправитель является не просто источником информации.

Он также выступает кодировщиком для сообщений, которые передает, и декодировщиком информации, полученной им по каналам обратной связи.

Кроме того, коммуникатор – лицо, отвечающее за формирование целевой аудитории и создание или отбор ключевого сообщения.

Кодирующее устройство

Кодирующее устройство, или кодировка представляет собой вид преобразования информации коммуникатором. Существует письменная и устная кодировка.

Устная состоит в том, что передача информации осуществляется посредством вербальных либо невербальных методов (гораздо большее значение очень часто приобретают тон, мимика, жесты, нежели обычные слова).

В качестве примера устной кодировки можно привести перевод сообщения для глухих людей. В этом случае обычные слова кодируются специальными знаками, передающимися адресату именно невербальным способом.

Письменная кодировка бывает следующих видов:

  • электронная, когда буквы преобразуются в символы (0 и 1);
  • специальная, когда буквы преобразуются в звуки (к примеру, азбука Морзе).

Канал и декодирующее устройство

Необходимо рассмотреть и такое понятие, как канал. Это средство передачи информации (совещания, письменная передача, устная передача, телефонные переговоры, отчеты, служебные записки, компьютерные сети, электронная почта и т. д.).

Декодирующее устройство (декодировка) представляет собой вид преобразования сообщения получателем. Это те же средства и методы, что применяются при кодировке, только в данном случае они используются в обратном направлении.

Барьеры и помехи

Передаче информации могут мешать барьеры и помехи. Существуют следующие их виды: возрастные, социальные, терминологические, расовые, языковые, экономические, политические, способности адресата воспринимать информацию, шумы, стереотипы, сбои техники и др.

Адресат, результат коммуникации, обратная связь

Адресат (получатель) – это лицо, которому предназначено сообщение, которое его интерпретирует. Результат коммуникации представляет собой получение и интерпретацию данного сообщения. И, наконец, обратная связь – это ответные действия адресата на сообщение.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность.

Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными.

Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие – второстепенными.

Модели коммуникации

К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей.

На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах “Риторика” и “Поэтика” мыслитель представил следующую модель: “оратор-речь-слушатель”.

Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена.

В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования.

Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

Модель Якобсона

Согласно Р.О. Якобсону, в функциональной модели речевого события или коммуникации принимают участие адресант и адресат. Сообщение направляется от первого ко второму. Данное сообщение написано с помощью кода. В модели Якобсона контекст связан с тем, какое содержание имеет данное сообщение, с передаваемой им информацией. Понятие контакта относится к регулятивному аспекту коммуникации.

Функции коммуникации по Якобсону

В соответствии с моделью Якобсона, можно выделить следующие шесть функций:

  • экспрессивная (эмотивная), связанная с адресантом, выражающая его отношение своей речи;
  • конативная, отражающая ориентацию на адресата, выражающая воздействие на собеседника;
  • референтивная (когнитивная, денотативная), ориентированная на контекст и являющаяся отсылкой к тому смысловому объекту, который представлен в сообщении;
  • поэтическая (риторическая), направленная главным образом на сообщение, делая бытовую речь человека образцом словесного искусства;
  • метаязыковая, которая связана с кодом передаваемого сообщения, его пониманием собеседником, правильным толкованием;
  • фатическая, которая направлена на контакт, на непрерывное поддержание данного контакта, а не на новизну сообщения или на его передачу.

Передача информации влияет на поступки и действия человека, на его поведение, на состояние его внутреннего мира и его организованность. На это указывают и некоторые функции коммуникации. Специфика интересующего нас процесса заключается в том, что с его помощью психические миры людей взаимодействуют друг с другом.

Однако только ли люди способны вступать в этот процесс? Как мы отметили выше, в нескольких смыслах можно рассматривать понятие коммуникации. Функции ее, описанные выше, присущи человеческому общению. Однако это не означает, что коммуникация может осуществляться лишь в мире людей. Предлагаем вам познакомиться с ее многообразием.

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе.

Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги.

Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки.

Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Источник: https://FB.ru/article/255068/ponyatie-kommunikatsii-funktsii-kommunikatsii-rol-zadachi-suschnost-kommunikatsii

Функции общения

Коммуникативная функция общения

Функции общения очень важны для характеристики общения.

Ведь общение является сложнейшим многосторонним процессом коммуникативного взаимодействия между человеческими индивидами, заключающимся во взаимном обмене данными, постижении и восприятии партнерами по коммуникационному взаимодействию друг друга.

Коммуникативное взаимодействие считается одним из стержневых понятий в психологической науке сегодня. Вне коммуникаций невозможно постигнуть процесс формирования личности отдельного индивида, проследить закономерности общественного развития.

Общение характеризуется многофункциональностью. Выделяют пять основных функций коммуникативного взаимодействия. Главным образом коммуникации выполняют в общественной людской деятельности связующую роль. Данная функция условно называется прагматической и выступает в качестве важнейшего фактора объединения индивидов в ходе любой общей деятельности.

Виды и функции общения

Коммуникативное взаимодействие наряду с внешней простотой представляет собой сложнейший многогранный процесс, содержащий в себе установление, формирование и развитие межличностных контактов.

Общение – это физическое проявление потребности индивидов в коллективном взаимодействии. В процессе коммуникаций происходит взаимообмен сообщениями, восприятие и постижение партнера.

Коммуникативное взаимодействие обладает собственной индивидуальной структурой, имеет собственные цели, виды и функции.

Уровни, виды, средства и функции общения психология характеризует с разных аспектов, которые помогают лучше понимать механизм коммуникативного взаимодействия.

Без учета характеристик общения очень сложно результативно взаимодействовать с людьми.

Виды общения и его функции считаются одними из стержневых характеристик, позволяющих понять саму сущность взаимодействия с другим субъектом или социумом.

Виды коммуникаций разделяют на формальный, примитивный, формально-ролевой, деловой, межличностный, манипулятивный и светский.

Формальная коммуникация предполагает применение во время общения привычных моделей поведения (маски) для того чтобы спрятать свои настоящие эмоции. При таком общении стремление понять партнера отсутствует.

Примитивная коммуникация подразумевает под собой взаимное оценивание индивидами друг друга в качестве объекта способного помочь или, наоборот, мешающего. При таком общении субъект, получив желаемое, прекращает взаимодействие.

Формально-ролевая коммуникация выстраивается на соотношении различных социальных ролей.

Деловая коммуникация заключается в учете при общении особенностей личности индивида, его настроения. В основе данной коммуникации всегда лежат общие деловые интересы.

Межличностная коммуникация базируется на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.

Манипулятивная коммуникация заключается в приобретении выгоды от общения. Светская коммуникация представляет собой беспредметное взаимодействие субъектов, при котором они беседуют о том, что необходимо и принято в социуме, а не свои истинные мысли.

Функции общения делятся на внутриличностную, прагматическую, функцию формирования, развития, подтверждения, организации и поддержания, объединения, разъединения и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция подразумевает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит в себе мотивационные причины.

Способность воздействовать на партнеров содержит в себе формирующая и развивающая функция. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Целью функций организации и поддержания межличностного взаимодействия является налаживание и сохранения плодотворных связей.

Функция объединения и разъединения содействует трансляции необходимых данных или дифференциации.

Только при понимании механизмов общения, индивид сможет по-другому оценить этот главнейший социальный инструмент, позволяющий самосовершенствоваться и достигать целей. Социальные функции общения представляют собой организацию совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль над поведением, деятельностью.

Функции общения психология считает стержневыми свойствами, разделяющими проявления общения.

Коммуникативная функция общения

Коммуникативная функция общения осуществляется посредством взаимообмена сообщениями. В процессе коммуникаций субъекты обмениваются между собой информацией, представлениями, мыслями, идеями, интересами, чувствами, настроениями, установками и др.

Однако в ходе общения происходит не только простой обмен данными, но и выработка общей сути, что будет возможным только при условии понятия и осмысления информации.

Именно поэтому каждый процесс общения объединяет в себе деятельность, непосредственно общение и, конечно же, познание.

Осуществление коммуникативной функции содержит несколько уровней. Выравнивание отличий в отправной информированности, которая изначально имеется у субъектов, вступающих в контакт, осуществляется на первом уровне. Второй уровень тесно связан с трансляцией и принятием смыслов.

В данном случае коммуникативное взаимодействие выступает в качестве информирования, обучения, своеобразного инструктажа и т. д. Третий уровень имеет связь со стремлением субъектов понимать воззрения и установки собеседников.

На этом уровне общение направлено на вырабатывание оценок получаемых результатов (например, согласие-несогласие).

В структуре коммуникативного взаимодействия выделяют такие элементы, как адресант, адресат, сообщение, код, цель, канал связи и результат. Адресант – это лицо, которое отправляет сообщение, т.е. субъект общения. Адресатом называют лицо, которому направляют сообщение.

Сообщение – это информация, которая передает содержание. Кодом называют форму, с помощью которой идеи и цели выражаются в виде сообщения. Такой код может содержать вербальные средства, математические символы, невербальные инструменты.

Вербальные средства – это речь, которая основывается на языковых системах.

Функции языка в общении лежат в человеческой возможности полноценного коммуникативного взаимодействия с себе подобными. Цель коммуникативного взаимодействия заключается в мотиве направления сообщения (зачем оно направлено).

Канал связи означает среду, обеспечивающую взаимосвязь адресанта с адресатом. Таким каналом связи может выступать голос, информационные табло, связь через эфир и т.п. Результатом является конечный итог коммуникации, т.е.

то, что достигнуто по завершению общения.

С позиции трансляции и понимания смысла информации такая схема, как адресант-сообщение-адресат является асимметричной. Так как для самого адресанта смысл сообщение предшествует процессу шифрования (высказыванию). Ведь он вначале имеет конкретную задумку, которую впоследствии воплощает в систему знаков.

Смысл воспринимаемого сообщения для адресата раскрывается одновременно с расшифровкой. Адресант сможет оценить точность понимания адресатом сути информации только при условии смены коммуникативных ролей.

Другими словами тогда, когда адресат трансформируется в адресанта и собственной репликой ознакомит с тем, как он понял смысл воспринятой информации.

Функции делового общения

Добиться эффективной реализации в бизнесе, подняться по карьерной лестнице, стать успешным поможет знание стержневых функций деловых коммуникаций.

Выверенные деловые коммуникации между субъектами (начальством, партнерами, сотрудниками) продемонстрируют, насколько качественно и уместно будет развиваться компания, своевременно осуществляться проекты.

Выделяют три первостепенные функции деловых коммуникаций: информационная, регуляционная, аффективно-коммуникативная. Информационная коммуникативная функция предполагает накопление, вырабатывание, трансляцию и прием сообщений. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит не только перемещение информации, но и взаимная трансляция зашифрованных данных между двумя субъектами общения.

Отсюда следует, что происходит обмен информацией. Однако при этом субъекты не просто обмениваются определениями, они стремятся к тому, что бы выработать общий смысл. Выработка общего смысла возможна только при условии принятия информации с последующим осмыслением.

Во время обмена сообщениями могут появляться коммуникативные преграды, которые могут нести психологические или социальные предпосылки.

Сами по себе сведения, исходящие от коммуникатора, могут быть побудительными, т.е. служащими стимулами к какому-либо действию, и констатирующими, имеющими место в разных образовательных системах.

Для трансляции любое сообщение должно быть закодировано. Т.е. передача данных возможна только при помощи языковых знаковых систем. В этом и заключаются основные функции языка в общении.

Регуляционная коммуникативная функция лежит в корректировке поведения, а также содержит способы воздействия на партнера, например, внушение или убеждение.

То есть характеризует такие компоненты коммуникаций, которые непосредственно тесно связаны с взаимодействием индивидов, с организацией их коллективной деятельности.

Аффективно-коммуникативная функция заключается в становлении эмоциональной оболочки личности. Другими словами это процесс принятия и постижения субъектами друг друга.

Все перечисленные функции общения тесно взаимосвязаны, друг друга гармонично дополняют и являют собой коммуникативный процесс в целом.

Функции и структура общения

Человеческий индивид представляет собой социальную особь, обитающую в условиях взаимодействия с людьми. Общественная жизнь зарождается, а затем развивается в дальнейшем в силу наличия зависимостей между индивидами, что образует условия взаимодействия субъектов друг с другом. Человеческие индивиды вступают в контакт, вследствие непосредственной зависимости друг от друга.

Коммуникативное взаимодействие заключает в себе действия субъектов, характеризующиеся обоюдной направленностью. Общественная связь содержит зависимость индивидов, реализованную посредством социальных поступков, воплощаемую с ориентацией на остальных людей и ожиданием должной ответной реакции партнера.

В общественной связи выделяют: субъекты и предмет связи, «я»-механизм регулировки взаимоотношений.

Общением называется специфическая форма взаимоотношений индивида с остальными субъектами как членами социума. В общении осуществятся социальные контакты людей.

Социальная суть общения заключается в трансляции форм культуры, нравственных ориентиров и общественного опыта всего человечества. Ведь только в ходе коммуникативного взаимодействия детей с родителями или другими опытными индивидами, у него зарождается и развивается сознание, а затем и речь.

Без коммуникаций с другими людьми у детей не будет формироваться психика, сознание. Общение является одним из главнейших условий для формирования и становления личности.

Поведение, отношение индивида к среде и собственной персоне во многом обусловлено его коммуникативным взаимодействием с другими индивидами.

Структура коммуникативного взаимодействия имеет семь этапов. На первом этапе потребность в коммуникациях побуждает индивида к вступлению в отношение с другими субъектами. Затем происходит ориентировка в задачах и мотивах общения.

Третий этап характеризуется ориентировкой в личности партнера по коммуникации, на смену которой приходит планирование содержания и сути своего сообщения (субъект, обычно бессознательно, представляет себе, какую именно информацию он скажет).

На пятом этапе индивид бессознательно (реже сознательно) выбирает определенные инструменты общения, речевые высказывания, которые будет использовать, решает, каким образом себя вести и как говорить.

Шестой этап предполагает восприятие и оценивание ответного поведения собеседника, контроль над эффективностью коммуникации на основе обратной связи. Заключительный этап подразумевает корректировку направления, модели и стиля, манеры и методов общения.

Источник: https://psihomed.com/funktsii-obshheniya/

Что такое коммуникативное общение?

Коммуникативная функция общения

Важной составляющей совместной деятельности является информационный обмен между субъектами.

Коммуникативное общение осуществляется при помощи различных средств и приемов.

Об этических принципах общения вы можете узнать из нашей статьи.

Основные понятия: кратко

Общение представляет собой сложный, многоуровневый процесс социального взаимодействия между людьми, группами.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в установлении взаимопонимания, взаимосвязи между субъектами совместной деятельности.

Процесс общения включает коммуникативную составляющую (обмен информацией), интеракцию (непосредственную деятельность), перцепцию (восприятие, познание оппонента).

Коммуникация — это активное взаимодействие, во время которого происходит обмен информацией.

Ее успешность зависит от того, насколько транслируемые одним собеседником сведения достоверно и объективно воспринимаются вторым собеседником.

Общение и коммуникация: сходства и различия

Чем общение отличается от коммуникации? Оба процесса являются формами взаимодействия между людьми, необходимыми для построения межличностных, деловых отношений.

При этом существует ряд отличий, которые не позволяют объединять понятия в один общий процесс:

Общение

Коммуникация

Взаимный обмен информацией между равноправными субъектами.

Направленность информации от субъекта (источника сведений) к объекту (слушателю).

Организация взаимодействия может происходить спонтанно, без наличия конкретной цели.

Всегда присутствует конкретная цель как минимум у одного из оппонентов.

Возникают сложные ответные реакции, эмоции, личные симпатии и антипатии.

Отсутствуют сложные эмоциональные реакции, личностные связи между людьми.

Общение как коммуникативный процесс представляет собой взаимодействие между людьми, обеспечивающее информационный обмен.

Оно состоит из пяти последовательных компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию:

  1. Источник сведений. Это субъект взаимодействия, который располагает информацией и готов ею поделиться.
  2. Передатчик. Он преобразует транслируемые данные в сигналы, передаваемые по каналу связи (как правило, это речь — устная или письменная).
  3. Канал связи. Путь, по которому информация доходит от субъекта к объекту (личный контакт, письмо, сообщение, газетная статья и т.д.).
  4. Приемник. Он декодирует сигналы и переводит их в сообщение (зрение, слух, мышление).
  5. Получатель. Индивид, которому предназначено сообщение.

Таким образом, коммуникативное общение возможно только при наличии определенных средств построения взаимодействия и готовности сторон участвовать в процессе отправки и приема информации.

Функция и аспекты

Функция заключается в передаче данных между людьми.

Общение как обмен информацией дает возможность делиться различными идеями, мыслями, открытиями, представлениями, чувствами и эмоциями.

В зависимости от открытости и готовности индивида принимать те сведения, которые поступают к нему от его собеседника, зависит эффективность коммуникации, ее продуктивность.

Так, информация может быть принята и понята лишь частично, поверхностно. Часто происходит полная потеря изначального смысла транслируемых сведений.

Это связано с тем, что у каждого человека есть своя система ценностей, взглядов и убеждений. Соответственно, одни и те же понятия вызывают разные ассоциации и представления.

Когда субъект и объект коммуникации находятся на разных уровнях развития (интеллектуального, духовного, эмоционального) рассчитывать на полноценный обмен информацией не следует.

Если же исходящие от субъекта сведения не только принимаются, но в полной мере осознаются и разделяются объектом, происходит полноценная коммуникация. Ключевые аспекты процесса:

  1. Выравнивание имеющихся у индивидов различий ввиду их разной информированности о предмете обсуждения.
  2. Передача и принятие значений. Происходит непосредственно процесс информирования, обучения и т.д.
  3. Стремление понять собеседника. Оппоненты прилагают усилия для того, чтобы уровень передачи информации был максимально высок. Субъект старается ее представить в ключе, понятном для объекта. А объект, в свою очередь, прилагает усилия для объективной оценки полученных сведений и их осмысления.
  4. Оценка полученных результатов. Судить о продуктивности коммуникации можно по тому, к каким результатам пришли стороны. Позитивные варианты — это компромисс, согласие, принятие. Негативное развитие событий подразумевает наличие непонимания, несогласия, отрицания.

Общение как коммуникативная деятельность требует определенных умений. Наибольшего успеха в обществе добиваются люди, умеющие грамотно общаться с окружающими.

В каждой социальной сфере, группе существуют свои правила общения и поведения. Более того, каждый человек требует индивидуального подхода в зависимости от его возраста, темперамента, статуса и т.д.

Эффективность коммуникативного общения напрямую зависит от личных качеств и имеющегося опыта.

Навыки ведения грамотного информационного обмена можно осваивать на практике и постоянно совершенствовать.

В чем это выражается? В повседневной жизни и в бизнесе наиболее актуальны следующие навыки коммуникации:

  • умение выражать заинтересованность темой разговора;
  • умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • избегание ненужных споров, возражений, оценочных суждений;
  • стремление к обсуждению позитивных тем и игнорированию любых негативных аспектов в любом разговоре;
  • избегание категоричности (мягкость тона и готовность пересмотреть свою позицию);
  • обширный словарный запас;
  • деликатность и воспитанность;
  • лаконичность;
  • структурированность речи;
  • демонстрация интереса к мнению оппонента по обсуждаемой теме;
  • избегание упреков, обвинений, критики;
  • ненавязчивое использование комплиментов, благодарности, похвалы.

Стили коммуникативного общения:

  1. Ритуальный. Этот стиль напрямую зависит от той культурной среды, в которой люди существуют. Так, в западном обществе принято при встрече задавать ни к чему не обязывающий вопрос о состоянии дел в жизни («Как дела?») и получать ожидаемый поверхностный ответ («Все нормально»). При этом реальное положение вещей никого не интересует. В нашей стране люди при встрече начинают подробно и красочно описывать все события последнего периода их жизни и в ответ с удовольствием слушают не менее эмоциональное повествование собеседника о его жизни. Соответственно, встретившиеся представители разных культур попросту не смогут принять и понять ритуалы друг друга.
  2. Императивный. Авторитарное взаимодействие, при котором занимающий главенствующее положение субъект оказывает влияние на объект, находящийся в состоянии подчинения. В качестве средств связи используются различные предписания, приказы, распоряжения.

    Подобный стиль коммуникации распространен в армии, в организациях со строгой системой иерархии.

  3. Манипулятивный. Цель субъекта коммуникации заключается в том, чтобы добиться подчинения объекта своей воле. Причем влияние оказывается завуалированно, чтобы человек не смог понять, что им в данный момент манипулируют. Такой стиль коммуникации губителен для обеих сторон, поскольку основной целью становится не обмен информацией, а преследование личных мотивов. Как правило, манипуляторы настолько вживаются в свою роль, что начинают проявлять подобное поведение во всех сферах своей жизни.
  4. Гуманистический. Это наиболее эффективный стиль, при котором наблюдается полное взаимопонимание между сторонами. Субъект и объект обладают одинаковыми правами, в результате чего информация воспринимается максимально открыто и эффективно.

Сторона

Что предполагает коммуникативная сторона общения?

Коммуникация представляет собой не просто перемещение информации, а взаимный обмен.

Общий смысл вырабатывается, когда сведения не только принимаются, но и осмысливаются.

Соответственно, коммуникация становится возможной, когда источник сведений и их получатель обладают схожей системой кодирования и декодирования. Иными словами, они должны общаться на «одном языке».

Часто построить взаимодействие мешают коммуникативные барьеры. Например, взрослый человек не может объяснить двухлетнему ребенку вопрос, который находится за пределами понимания ребенка.

Это объясняется наличием возрастного барьера, из-за которого у субъекта и объекта взаимодействия значительно отличаются уровни интеллектуального развития.

Также ученый не сможет доступно донести информацию по научному вопросу до спортсмена, поскольку у них разные уровни знаний о предмете обсуждения.

Средства

Средства коммуникации в психологии делят на две основные группы:

  1. Вербальные. Знаковой системой, при помощи которой передается информация, является речь. Это универсальное средство коммуникации. Во время речевого общения смысл передаваемых от субъекта объекту сведений усваивается лучше всего. При помощи речи коммуникатор (говорящий) кодирует информацию, а реципиент (слушатель) ее декодирует.
  2. Невербальные. Часто значение слов, произнесенных говорящим человеком, варьируется в зависимости от его невербальных сигналов (жестикуляция, мимика, тональность голоса, взгляд, поза, паузы и т.д.). То есть, важно не то, что человек говорит, но и то, как он говорит.

Функция речи

Речь — форма общения людей между собой при помощи языковых конструкций, создаваемых по определенным правилам.

Это основной способ взаимодействия, который позволяет максимально эффективно обмениваться мыслями, идеями, взглядами, знаниями.

В речевом общении участвуют два субъекта — создающий речевое высказывание и принимающий его. Это активное, целенаправленное взаимодействие, обусловленное конкретной ситуацией.

Виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • слушание,
  • письмо,
  • чтение.

Более эмоционально окрашенной является устная речь. Во время устного общения люди могут не только получать конкретную информацию, но и вступать в невербальный контакт с собеседником.

Соответственно, появляется дополнительная возможность получения данных, субъективной оценки ситуации. Устная речь делится на монологическую, диалогическую и групповую.

Монолог применятся в ситуациях, когда требуется целенаправленно передать информацию. В этом случае конкретное лицо при помощи связного повествования сообщает о каких-либо фактах, явлениях, событиях.

Диалог представляет собой разговор двух или более человек, состоящий из отдельных реплик.

Это могут быть чередующиеся обращения или беседа.

Под групповой речью понимается коллективное взаимодействие, во время которого применяются монологи и диалоги. Активно используется при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий.

Письменная речь позволяет получить информацию, но не дает представления о реальном настроении и намерениях подготовившего сообщение субъекта.

Во время чтения текста, человек непроизвольно рисует в воображении собственные образы и впечатления, которые ассоциируются у него с написанным.

Тем не менее, при отсутствии возможности организации устной беседы именно переписка является единственным способом коммуникации.

Таким образом, коммуникативное общение обеспечивает информационный обмен между людьми. Передача сведений происходит при помощи вербальных, невербальных средств коммуникации.

Коммуникативная сторона общения:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/kommunikativnoe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.