Моторная алалия лечение прогноз

Что такое моторная алалия и как заставить говорить ребенка с таким диагнозом?

Моторная алалия лечение прогноз

22.01.2019

Моторная алалия – связанное с поражением головного мозга органического характера нарушение развития речи или ее абсолютное отсутствие. Отклонение возникает на этапе развития плода внутри утробы матери или на доречевой стадии. У мальчиков подобное отклонение выявляют чаще.

Общая характеристика патологии

Моторная (или экспрессивная) алалия – состояние, при котором ребенок не способен говорить из-за определенных причин неврологического характера.

Отличительная особенность данной формы патологии состоит в том, что ребенок понимает обращенные к нему слова, но испытывает трудности в формировании собственной речи.

В этом случае возникает недоразвитость всех сторон речи: синтаксиса, лексики, фонетики, морфологии.

Название «моторная алалия» связано с тем, что у больного наблюдается недостаточность моторного звена речи. В ходе проведения диагностических исследований обнаруживают локальные патологические изменения тканей и ствола головного мозга, а также подкорковых ганглиев, гипоталамуса, зрительного бугра.

Развитие отклонения связано с поражением речевых зон (моторных центров) коры головного мозга в период внутриутробного развития или уже после появления ребенка на свет. На то, что при таком нарушении поражены оба полушария головного мозга, указывает следующее обстоятельство: моторная алалия не корректируется спонтанно и требует специального подхода.

У детей с моторной алалией речевая активность развивается достаточно поздно, примерно к пятому году жизни. Характерен бедный словарный запас, рассеянность.

Патология поддается лечению гораздо легче, чем прочие формы алалии.

Отклонение выявляют у 1% детей, которые еще не посещают школу. Среди школьников подобное нарушение встречается в 0,2-0,6% случаев. При этом у мальчиков это отклонение регистрируется в 2 раза чаще, чем у девочек.

Классификация

Моторную алалию подразделяют на виды, исходя из критерия локализации пораженного участка. Выделяют афферентную и эфферентную формы патологии.

Первая разновидность моторной алалии связана с наличием очагов поражения в области нижних теменных отделов левого полушария. При эфферентной моторной алалии поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Факторы риска и причины

Развитие моторной алалии обусловлено рядом таких факторов, как:

  • заражение плода инфекцией;
  • гипоксия при беременности (например, при обвитии пуповиной) или при родах;
  • перенесенные в период беременности вирусные и микробные заболевания, интоксикация, злоупотребление алкоголем и никотином;
  • недоношенность плода;
  • наличие у беременной патологий внутренних органов, имеющих хронический характер (сердечная или легочная недостаточность);
  • преждевременные роды, а также родоразрешение с осложнениями;
  • болезни ребенка, которые дали осложнение на головной мозг (менингит, энцефалит);
  • применение акушерских щипцов при родах и связанные с этим внутричерепные повреждения;
  • частые заболевания у детей первых лет жизни (ОРВИ, эндокринологические патологии);
  • наследственная предрасположенность;
  • проведенные под общей анестезией оперативные вмешательства;
  • ЗПР или задержка общего развития;
  • госпитализм (совокупность расстройств психического и соматического характера, обусловленные длительным пребыванием в стационаре при отрыве от дома, родных и близких);
  • аутизм.

Чаще всего выявляют сразу несколько взаимодействующих причин, провоцирующих развитие моторной алалии.

Симптомы

Моторная алалия выражается в следующих симптомах:

  • Задержка формирования двигательных умений. Это выражается в неуклюжести ребенка, плохом освоении им новых навыков, несмотря на то, что он не парализован, а его мышечная сила достаточно развита. Малыш с трудом осваивает такие навыки, как мытье рук, застегивание пуговиц, удержание в руках столовых приборов. Особенно резко выражены нарушения движений, которые связаны с артикуляционным аппаратом и ротовой полостью. Так, ребенок не может произвольно высунуть язык, не может поцеловать.
  • Активное использование жестов, которыми ребенок пытается восполнить дефицит речи.
  • Нарушение повторения звуков речи. При наиболее тяжелых формах моторной алалии не удается добиться повторения ни одного звука, даже гласных.
  • Сложности в повторении слов у детей, которые уже начали говорить и овладели бытовой лексикой.
  • Расстройства слухоречевой памяти.
  • Затруднение в повторении фраз, если они сложные и длинные.

У детей с моторной алалией все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, произнесение слов, произнесение фраз, контекстная речь) приходят с опозданием.

Речь ребенка с моторной алалией характеризуется рядом особенностей. Они выражаются в следующем:

  • У ребенка, который не говорит, выразительный и достаточно звонкий голос.
  • Когда ребенок начинает говорить, его слова в течение долгого времени остаются не полностью оформленными: в них часто отсутствуют середина или конец. Ребенок нередко пропускает слоги в словах.
  • Когда ребенок постепенно начинает говорить фразами, то в течение долгого времени в них остается подчеркнутым только смысловое ударение, а структура слова остается незаполненной – полностью или частично.
  • Ребенок не может вовремя использовать речь.
  • Говоря фразами, дети с моторной алалией неправильно строят их: они не склоняют и не согласовывают между собой слова, не пользуются союзами и предлогами.
  • Даже если ребенок знает конкретные слова, он не всегда может использовать их «к месту». Например, он может знать слова «еда», «хочу», но вместо того, чтобы попросить поесть, он молча берет взрослого за руку и ведет его на кухню.
  • Перестановка звуков и слогов в словах, искажение и упрощение структуры произносимых слов.
  • Невозможность переключиться с одного слова на другое в процессе речи.
  • Наблюдается устойчивое повторение фразы или слова.
  • Словарный запас у детей гораздо беднее возрастной нормы.
  • Детям крайне сложно называть предметы, особенно когда их нет перед глазами.

Ребенок с моторной алалией может произнести свои первые слова в возрасте 4 лет.

Из-за того, что дети с моторной алалией нечетко воспринимают звуки, они улавливают только отдельные части фразы и не способны связать их в единую смысловую структуру.

Нарушение умственного развития у детей с моторной алалией связано с речевой недостаточностью. По мере развития речи это явление корректируется.

Наблюдаются и определенные особенности поведения. Это либо повышенная активность, постоянные движения, совершаемые конечностями, или, наоборот, скованность, заторможенность и малая подвижность. Некоторые дети с моторной алалией застенчивы и боятся общения с людьми; другие общительны, охотно играют с детьми и взрослыми.

Чаще всего при таком отклонении дети быстро утомляются, их внимание неустойчиво, им очень трудно сосредоточиться на чем-либо. Могут возникать такие симптомы, как нарушение сна, частая смена настроения, плаксивость.

Лечение моторной алалии обязательно, так как ее постоянное прогрессирование становится причиной умственной отсталости ребенка.

Диагностика

При подозрении на моторную алалию ребенка должны осмотреть такие специалисты, как психолог, невролог, логопед, оториноларинголог.

Отклонение диагностируют на основе таких исследований:

  • сбор перинатального анамнеза;
  • оценка особенностей раннего развития;
  • определение желания ребенка говорить;
  • определение наличия затруднений в повторении услышанного;
  • определение уровня активного и пассивного словарного запаса;
  • оценка произношения звуков, грамматического строя речи;
  • электроэнцефалография;
  • рентгенологическое исследование головного мозга;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

Чтобы отличить моторную алалию от сенсорной, а также от тугоухости, используют методы отоскопии и аудиометрии.

Моторную алалию необходимо отличать от таких нарушений, как аутизм, задержка речевого развития, дизартрия, олигофрения.

Лечение моторной алалии

Мероприятия, направленные на коррекцию моторной алалии у детей, носят комплексный характер. Терапия состоит из таких элементов:

  • Прием ноотропных препаратов, которые стимулируют мозговую активность и способствуют созреванию мозговых структур (например, Нейроксон). Также полезны витаминные комплексы.
  • Процедуры в кабинете физиотерапевта. При моторной алалии полезны иглорефлексотерапия, электрофорез, магнитотерапия, электростимуляция, лазеротерапия.
  • Работа с логопедом. Специалист работает со всеми аспектами речи. Цель работы – формирование пассивного и активного словарного запаса ребенка, коррекция фразовой речи и грамматики, звукопроизношения, развитие связной речи. Логопед уделяет особое внимание такому аспекту, как совершенствование коммуникативных возможностей ребенка.
  • Логопедический массаж языка и массаж мускулатуры артикуляционного аппарата при помощи специальных зондов.

Как проходит коррекционная работа при моторной алалии, рассказывает логопед Татьяна Логвиненко:

В процессе исправления речевого недоразвития должны участвовать не только специалисты, но и родители ребенка. Они должны морально поддерживать ребенка, а также выполнять с ним упражнения для коррекции отклонения в домашних условиях.

В домашних условиях работать с ребенком можно таким образом:

  • Называть разные окружающие предметы и просить ребенка повторять их названия. Чем больше названий выучит ребенок, тем быстрее будет пополняться его словарный запас.
  • Постоянно работать над произношением разных слов.
  • Показывать ребенку буквы, выписанные на отдельных карточках, а затем называть как можно больше слов, которые начинаются с них. После этого просить ребенка, чтобы он показывал букву, с которой начинаются разные слова, и проговаривал это слово полностью.
  • Как можно больше разговаривать с ребенком, у которого была выявлена моторная алалия. Речь должна быть правильной, плавной, понятной.
  • Полезно показывать малышу книги с яркими иллюстрациями – это поможет заинтересовать его и привлечь к чтению.
  • Следует рассказывать ребенку интересные истории.
  • Можно ввести в курс домашней коррекции развивающие компьютерные игры – например, на определение цвета, собирание картинок из отдельных фрагментов в единое целое.

В процессе терапии развитие речи происходит скачкообразно: буквально за несколько недель ребенок начинает овладевать связной речью. Конечно, она еще не лишена недостатков, и впереди предстоит много работы, но уже то, что ребенок начинает говорить, является большим успехом.

В течение длительного времени у ребенка с моторной алалией сохраняется затруднение в намеренной речи: если он говорит по собственной инициативе, то может делать это довольно долго и свободно, но если у него что-то спрашивают или просят назвать наименование предмета, возникают трудности.

Достаточно долго сохраняется нарушение в структуре слов – от некоторых из них может сохраняться только ритмический рисунок либо контур (звуки «ааа» от слова «рисовать»).

Также в течение долгого времени сохраняется трудность в общении с окружающими. Дети нередко остаются молчаливыми, не вступают в беседы.

Прогноз

Лечение моторной алалии занимает достаточно много времени: в некоторых случаях даже к десятому году жизни дети имеют бедный словарный запас, допускают серьезные грамматические ошибки в речи, страдают от дисграфии (нарушение письма, напрямую связанное с нарушением речи).

Моторная алалия у детей при условии отсутствия правильной коррекции может стать причиной таких осложнений, как нарушение письменной речи, развитие заикания. При должном подходе оба этих состояния могут быть исправлены. Например, заикание можно корректировать с помощью упражнений и таблеток, назначенных логопедом.

Наиболее благополучный исход ожидается, если начать коррекцию моторной алалии на ранних этапах (в возрасте с 3-4 лет). При комплексном подходе возможно полностью исправить данное речевое нарушение.

Большое влияние на исход лечения также оказывает степень органического поражения головного мозга. Если оно незначительно, то отклонение полностью излечимо.

Некоторые дети в процессе коррекции успевают достичь столь значимых результатов, что идут в общеобразовательную (не специализированную) школу. Но даже в этом случае ребенку достаточно сложно учиться, особенно в первый год. Если же коррекция проходит со сложностями, ребенок идет в специализированную речевую школу.

Профилактика

В большинстве случаев моторная алалия возникает из-за нарушений, которые возникли в период развития плода в утробе матери. Именно поэтому первичные меры профилактики этого нарушения речи должны быть проведены еще во время беременности.

К способам профилактики отклонения относят следующее:

  • своевременная постановка на учет по беременности;
  • регулярное наблюдение будущей матери у врачей;
  • своевременное прохождение всех обследований и строгое выполнение рекомендаций, данных ведущим беременность врачом;
  • минимизация риска заражения инфекционными заболеваниями;
  • ограничение занятий, создающих риск получения травм;
  • полноценное питание, которое предусматривает присутствие в рационе всех необходимых минералов и витаминов.

От чего следует отказаться:

  • от малоактивного образа жизни, выполнение специального комплекса упражнений для беременных;
  • от вредных привычек;
  • от повышенных физических нагрузок.

Чтобы избежать развития моторной алалии после рождения ребенка, необходимо внимательно следить за его развитием и следовать таким рекомендациям:

  • избегать травм головы ребенка;
  • выполнять упражнения для общего развития, которые соответствуют возрасту малыша;
  • достаточно общаться с ребенком, проговаривать слова плавно, правильно;
  • регулярно консультироваться с педиатром, а при необходимости посещать и других специалистов.

Моторная алалия – разновидность нарушения речи, связанного с наличием зон поражений головного мозга. Это отклонение можно скорректировать, если начать работу как можно раньше (желательно в возрасте 3-4 лет).

Источник: https://telemedicina.one/logopediya/alaliya-motornaya.html

Сенсомоторная алалия

Моторная алалия лечение прогноз

1% дошкольников подвержен алалиям. Школьники в два раза реже.

В настоящее время выделяется три основных вида патологии:

  • Моторная или экспрессивная алалия. это неспособность ребенка произносить звуки. Ребенокпонимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует.
  • Сенсорная или импрессивная алалия проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь.Говорить может, не воспринимая обращенную к нему речь как бы сам по себе.
  • Сенсомоторная, смешанная алалия, обладает признаками двух вышеперечисленных в различныхсоотношениях.

При сенсомоторной алалии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только непонимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Такую форму патологии иногда называюттотальной.

Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезньсопровождается интеллектуальным отставанием.

Это заболевание лечить сложнее всего, и дажекомплексный подход иногда не гарантирует положительный прогноз.

Причины

Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развитияребенка до трехлетнего возраста. Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаныс процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.

В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фоне таких факторов:

  • Угрозы самопроизвольного прерывания беременности(выкидыша);
  • Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
  • Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только сакушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
  • Сильными токсикозами;
  • Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
  • Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).

Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальномпериоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают свнутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.

Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительныхестественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже этопроисходит при использовании инструментального акушерского пособия, включая родоразрешениепутем кесарева сечения.

Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать менингиты,энцефалиты и ЧМТ.

Лечение

Лечение проводится по нескольким направлениям.

Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамкахспециальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими,продолжительными занятиями.

Под руководством логопеда ребенок постепенно овладеваетпроизношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различныхкартинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.

Когда достигнутопределенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный накартинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами исклонениями.

Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, сиспользованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.

Успех лечения во многом зависит отдомашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться принепосредственном участии родителей.

Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развиваетотдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняетсявручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются спомощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.

Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости отсостояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией идругими процедурами.

Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозгаэлектрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающихобучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.

Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжениемозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяетсясбалансированному рациону питания.

Что такое сенсомоторная алалия – Лечение и прогноз

Моторная алалия лечение прогноз

Алалия – нервно-психическое заболевание, при котором возникает недоразвитие речи при сохраненном интеллекте и слухе. Алалия возникает при внутриутробном, интранатальном развитии или в раннем детстве в доречевом периоде. Встречается у 0,6-1 % детей дошкольного и младшего школьного возраста, мальчики болеют в два раза чаще. Различают виды нарушения:

  • сенсорная – у ребенка нет понимания речи, но способность произносить слова сохранена;
  • моторная – пациент осознает смысл сказанного, но отсутствует взаимодействие мозга и речевого аппарата;
  • сенсомоторная – смешанная, сочетание обоих типов.

При легкой степени поражения наблюдается небольшое расстройство речи, при тяжелой – полное ее отсутствие, при котором ребенок не разговаривает до 12 лет.

Что такое сенсомоторная алалия

В головном мозге человека расположены три речевых зоны – моторная, или центр Брока, сенсорная, или центр Вернике, и центр ассоциаций. Поражения трех центров вызывают расстройство осмысления, переработки и передачи устной и письменной речи:

  1. при разрушении центра Брока нарушается воспроизводство речи, управление речевой мускулатурой;
  2. патологии в центре Вернике ухудшают распознание своей и чужой речи;
  3. при расстройстве ассоциативного центра ребенок теряет способность строить фразы и предложения.

Важно. При неповрежденном иммунитете возникает его вторичное недоразвитие, связанное с отсутствием коммуникативного общения.

Причины сенсомоторной алалии

Причины, в результате которых речевые центры получили повреждения в ранние периоды развития мозга ребенка:

  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • хронические болезни сердца и легких у матери;
  • резус-конфликт;
  • гестоз, токсикоз;
  • гипертензия, гипотония будущей мамы;
  • плацентарная недостаточность;
  • быстротечные или затяжные роды;
  • родовые травмы черепа;
  • падения беременной, которые привели к травме плода;
  • инструментальное родовспоможение;
  • преэкламсия во время беременности;
  • асфиксия ребенка при родах;
  • длительная внутриутробная гипоксия;
  • курение, алкоголизм беременной.

К возникновению алалии в детском возрасте могут привести:

  1. менингит;
  2. краснуха;
  3. энцефалит;
  4. черепно-мозговая травма;
  5. гипотрофия центральной нервной системы;
  6. наследственность;
  7. операции под общей анестезией.

Усугубляют первопричины болезни:

  • рахит;
  • пневмония;
  • эндокринопатия;
  • частые ОРВИ;
  • педагогическая запущенность, недостаток общения.

При органических повреждениях головного мозга замедляется созревание нервных клеток. Снижается возбудимость нейронов, замедляются нервные процессы. Клетки мозга истощены, компенсаторные возможности для развития речи ограничены.

Симптомы заболевания

Признаки сенсорно-моторной алалии выявляют у ребенка при достижении им двухлетнего возраста, когда попытки произнести слова заканчиваются неудачей. Если вовремя не начать корректировку и лечение, в подростковом возрасте болезнь усугубится.

У маленьких детей проявляются следующие неврологические симптомы:

  1. неловкие, нескоординированные движения;
  2. нарушение осанки;
  3. леворукость;
  4. бегающие зрачки;
  5. подвисание века одного глаза;
  6. неузнавание предметов наощупь;
  7. неразвитость мелкой моторики;
  8. отсутствие элементарных навыков самообслуживания.

Психологические признаки алалии:

  • нарушены память, мышление, внимание;
  • нервная возбудимость;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность;
  • неумение обобщать и абстрагироваться;
  • инфантилизм, нежелание говорить, излишняя доверчивость, немотивированная агрессия;
  • быстрая утомляемость.

Возникают речевые проблемы:

  1. непонимание чужой речи;
  2. активная реакция на звуки вследствие непонимания слов;
  3. плохое произношение звуков.

Важно.

При смешанной форме алалии малыш не говорит и не понимает речь взрослых. Для общения использует жесты и мимику, понимает взрослых по движению губ.

Часто патологии сопутствуют физическая неразвитость, ослабленность здоровья.

Диагностировать сенсорно-моторную алалию сложно. Ее можно спутать с глухотой, аутизмом или умственной отсталостью.

Диагностика заболевания

Исследования направлены на выявление и оценку степени поражения мозга:

  • электроэнцефалография – определяют электрическую активность мозга и реакцию на раздражители;
  • эхо-энцефалография – выявляют объемные аномалии в черепе с помощью УЗИ;
  • рентгенография головы – помогает обнаружить травмы, опухоли и другие патологии мозга и костей черепа;
  • МРТ – получают детальное изображение черепной коробки в 3-хмерном формате.

Чтобы исключить тугоухость, проводят:

  1. отоскопию слуховых проходов, барабанных перепонок;
  2. аудиометрию для оценки остроты слуха.

Для точной установки диагноза проходят консультации:

  • логопеда;
  • психолога;
  • отоларинголога.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия заболевания проводится индивидуально и включает:

  1. психиатрическую помощь;
  2. прием медикаментов;
  3. логопедические упражнения;
  4. физиотерапию.

Раннее начало лечения поможет избежать вторичной умственной отсталости, трудностей с адаптацией в обществе. Самый подходящий возраст – четыре года. В этот период у ребенка просыпается наибольший интерес к происходящему в окружающем мире.

Логопедические методы направлены на:

  • тренировку речи;
  • правильное произношение звуков и слов;
  • обучение построению фраз;
  • расширение словарного запаса.

Врач-логопед обучает родителей логопедическому массажу в домашних условиях. Он помогает расслабить лицо, язык, губы, щеки, улучшает гибкость мышц, размягчает ткани. Корректируется произношение звуков, вырабатывается правильная аритикуляция.

Медикаментозное лечение разрабатывают для каждого пациента с учетом возраста, состояния здоровья и тяжести заболевания. Оно включает в себя:

  1. витамины группы В, особенно, В12 и В15;
  2. ноотропные препараты для улучшения кровообращения мозга;
  3. антиоксиданты, антигипоксанты;
  4. тонизирующие средства;
  5. нейропептиды;
  6. седативные, при повышенной нервной возбудимости.

Физиотерапевтические процедуры, применяемые при лечении алалии:

  • электрофонофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • водолечение;
  • ДМВ – воздействие дециметровыми волнами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Сенсомоторная алалия – прогноз на будущее

Цель лечения – помочь пациенту справиться с недугом, научиться контролировать его симптомы. При грамотно подобранной и вовремя начатой терапии у пациента существует реальная возможность получить образование, адаптироваться в обществе и найти свое место в жизни.

Рекомендация психологов родителям – ребенку необходимы постоянная поддержка, положительный настрой и мотивация на выздоровление.

При тяжелой форме алалии можно оформить на ребенка инвалидность. Для этого проходят медико-социальную экспертизу по направлению лечащих врачей. Детям до пяти лет необходимо заключение психиатра или психоневролога.

Профилактика алалии состоит в соблюдении беременной здорового образа жизни, обязательном наблюдении в женской консультации. Ребенка с признаками задержки речи нужно показать врачу, чтобы как можно раньше начать лечение. Это предупредит развитие умственной недостаточности в будущем.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/sensomotornaya-alaliya.html

Причины и симптомы сенсорно моторной алалии

Моторная алалия лечение прогноз

Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.

Существует несколько условных форм алалии:

  1. Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
  2. Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
  3. Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.

Сенсомоторная алалия — симптомы

Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.

Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.

У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:

  • Неразвитость мелкой и крупной моторики;
  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Неспособность выполнять простые действия;
  • Нарушения осанки;
  • Леворукость;
  • Бегающие зрачки.

Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:

  • Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
  • Проблемы с памятью, невнимательность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.

Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.

Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.

Диагностика сенсомоторной алалии

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.

Кроме фукнкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Коррекция сенсомоторной алалии у детей

Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозную терапию;
  • Помощь психиатра и логопеда;
  • Физиотерапию.

Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.

Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.

Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:

  1. Прием витаминов группы B (B12, B15)
  2. Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
  3. Нейропептиды
  4. Антиоксиданты и антигипоксанты
  5. Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности

Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса.

Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и соленого теста;
  • Игры с песком;
  • Вырезание фигурок и аппликация;
  • Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.

Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:

  • Электрофорез;
  • Лазерную терапию;
  • Магнитотерапию;
  • Иглоукалывание;
  • Микротоковую рефлексотерапию;
  • ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.

Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.

При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.

Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).

Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.

Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/sensomotornaya-alaliya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.