Особенности вербальной коммуникации

Содержание

Что нужно знать о вербальном и невербальном видах общения

Особенности вербальной коммуникации

Учат выражать свои мысли с помощью слов, в школе обучают письму, грамоте. Но речь и текст – не единственно возможные для нас способы передать информацию. Самый первый в нашей жизни, естественный и простой способ выражения мыслей, – с помощью жестов и языка тела. На протяжении всей жизни мы успешно совмещаем два этих способа коммуникации: вербальное и невербальное общение.

Что такое вербальное общение

Вербальное общение – самый привычный для человека способ передачи и получения информации с помощью устной или письменной речи. Такая коммуникация происходит между двумя или более людьми. Для воспроизведения речи человек обладает четкой дикцией, определенным словарным запасом и знаниями о правилах общения.

Важную роль в процессе коммуникации человека посредством вербальной связи играют лексика и синтаксис. Первое подразумевает некоторую совокупность слов, принадлежащих определенному языку. Второе диктует правила формирования мысли.

Вербальное взаимодействие имеет две важные функции:

  1. Сигнификативную. С помощью слов человек может представить любое описание, иметь представление о любой получаемой информации. Словарный запас помогает человеку проводить анализ получаемой информации, выстраивать связи между объектами, о которых поступает информация, и распределять степень значимости (главное, второстепенное).
  2. Коммуникативную. Ее задача – в передаче отношения к получаемой или воспроизводимой информации. При разговоре это выражается с помощью пауз, акцентов, интонации голоса. В письме – аккуратностью написания, расставленными знаками препинания и направления текста.

Несмотря на большую степень значимости вербального общения в жизни человека, оно имеет ряд недостатков:

  • невозможность сформулировать свою мысль четко и донести ее;
  • сложности восприятия чужого повествования;
  • превратное понимание полученной информации;
  • многозначность одних и тех же слов;
  • языковые сложности между носителями разных культур, религий, возрастов и т. д.

Ученые считают, что вербальные коммуникации занимают минимальное, с точки зрения важности, место в навыках взаимодействия человека. Количественный показатель полезности составляет всего 15 % по сравнению с невербальными навыками. Им наука выделила 85 % значимости.

Как объяснить понятие «невербальное общение»

Невербальные коммуникации представляют собой взаимодействие между индивидуумами без применения слов, языковых способов связи.

Для передачи мыслей, эмоций человек в таком случае активно применяет язык тела: жесты, мимику, позу, визуальное воздействие.

Невербальные коммуникации могут быть неосознанными, к ним относятся перечисленные выше способы передачи информации и специальные. Ко вторым относятся: язык для слабослышащих, глухонемых и азбука Морзе.

Язык тела помогает человеку создавать связь между собеседниками, придавать словам смысл и выражать эмоции, скрытые в тексте. Особенность такой коммуникации в честности.

Человек, не знающий психологию такого общения, не способен управлять своими эмоциями и языком тела.

Все невербальные знаки имеют свой характер: задумчивый, открытый, неуверенный, доброжелательный, воинственный, сомневающийся и другие.

Важно! Понимание возможных невербальных знаков дает человеку преимущество перед собеседником.

Обладая такими знаниями, оратор может завладеть вниманием публики и настроить на свою точку зрения. Бизнесмены и менеджеры на важных переговорах, с помощью языка тела оппонента, принимают решение о его честности и правильности выполняемых действий.

В разговоре поза, жесты, язык тела имеет первостепенное значение. Ученые выяснили, что при различиях словесной информации и визуальной, воспринимаемой человеком, в подсознании останется именно последняя. С помощью невербального общения собеседник может убедить в своей правоте или подвергнуть свои слова сомнению.

К элементам визуальной взаимосвязи относят:

  • манера держаться (движения, действия в той или иной ситуации);
  • эмоциональный подтекст (движения руками, выражение лица);
  • телесный контакт (касания, рукопожатие, объятия);
  • визуальный контакт (изменение зрачков, пристальность, длительность);
  • движения (походка, расположение при нахождении на одном месте);
  • реакции (отклик на какие-то события).

Виды вербального и невербального общения

Вербальные и невербальные средства общения относятся к способам передачи информации. Каждый из них, в свою очередь, имеет широкое деление на виды.

Вербальная коммуникация предполагает изложение информации с помощью слов, которое делится на устное изложение и письменную речь. Каждая из них, в свою очередь, имеет подвиды. К устной речи относятся:

  1. Диалог (обмен информацией между одним и более людей). Он включает в себя:
    • беседа – обмен информацией в процессе просто естественного общения;
    • интервью – диалоговый процесс с целью получения определенной профессиональной информации;
    • спор – словесный обмен информацией с целью выяснения ситуации, обсуждения конфликта;
    • дебаты – рассуждения перед аудиторией с целью получения единой позиции по той или иной сложной ситуации;
    • полемика – спор с использованием различных научных мнений.
  2. Монолог – непрерывное выступление одного человека. К нему относятся:
    • доклад – заранее подготовленная информация, основанная на публицистических, научных материалах;
    • лекция – всестороннее освещение определенной проблемы специалистом;
    • выступление – небольшое представление заранее подготовленной информации на определенную тему
    • сообщение – небольшая аналитическая сводка, содержащая подкреплённую фактами информацию.

Письменная вербальная речь делится на:

  • Моментальную (передача текстовой информации сразу после написания с последующим скорым ответом).
  • Отсроченную (ответная информация бывает получена после значительного промежутка времени или не приходит совсем).

Стоит отметить! В особую категорию вербального общения можно выделить тактильную форму связи. Такая коммуникация характерна для людей с отсутствием слуха или зрения. В момент передачи информации они пользуются «ручным алфавитом».

И вербальное, и невербальное общение изучает психология, позволяющая с помощью видовых категорий правильно оценить коммуникацию. В результате многолетних исследований есть общепринятые способы трактовки тех или иных форм передачи информации.

Невербальное общение также имеет ряд собственных видов коммуникации. К ним относят:

  • кинесика – совокупность движений тела (жесты, позы, мимика, взгляды);
  • тактильные поступки – способы прикосновения к собеседнику;
  • сенсорика – восприятие собеседника с точки зрения органов чувств (запахи, вкусы, сочетания цветов, тепловые ощущения);
  • проксемика – общение с учетом зоны комфорта (интимной, личной, социальной или общественной);
  • хронемика – применение временных категорий при общении;
  • паравербальная связь – передача определенных ритмов при общении (ритм голоса, интонации).

Особенности вербального общения

Вербальный способ общения характерен исключительно для человеческой культуры. Только люди могут выражать свои мысли с помощью слов. Именно это и является главной отличительной чертой такой взаимосвязи. Кроме нее, можно выделить:

  1. многообразие стилей (деловой, разговорный, научный, художественный и другие);
  2. исключительность (словами можно описать любую знаковую систему);
  3. способность рассказать о человеке (культура, уровень знаний, воспитание, характер);
  4. закрепление выражений, фраз за определенными культурами, социальными группами (фашизм, коммунизм, нигилизм, демократия);
  5. необходимость для реализации в жизни (отсутствие вербальных навыков общения может стать непреодолимым препятствием в личном и профессиональном росте).

Особенности невербального общения

особенность невербальной взаимосвязи заключается в сложности контроля над собственными движениями телом, руками, мимикой и другими важными элементами такого общения. Среди других особенностей невербальных коммуникаций отмечают:

  • двойственность сигналов (есть знаки тела, мимические движения, которые приняты во всем мире, другие будут отличаться, в зависимости от культуры населения);
  • правдивость (невозможно скрыть полностью все сигналы, отражающие настоящие эмоции);
  • создание крепкой взаимосвязи между собеседниками (общая картинка помогает людям собрать полное представление о человеке, сформировать свое отношение к нему);
  • усиление смысла слов при вербальном общении;
  • возможность объяснить сформированную мысль до появления подходящих словесных описаний.

Как вербальное и невербальное общение помогает в повседневной жизни

Вербальное и невербальное взаимодействие – неотъемлемые части друг друга. Только совокупность этих форм коммуникации дает нам полную картинку о получаемой информации. Для эффективного взаимодействия с окружающими необходимо обладать навыками в обеих этих областях.

Вербальное и невербальное общение кратко дают составить впечатление о человеке через несколько минут после начала коммуникации. Уровень владения устной и письменной речью расскажет о культуре и уровне интеллекта личности. Жесты и мимика дадут знать об эмоциональном состоянии и отношении к ситуации.

Для выступления на публике недостаточно хорошо подготовить выступление. Оратор должен обладать навыками воздействия на публику.

Существуют определенные техники построения речи, которые позволяют заинтересовать аудиторию. Но одних только слов недостаточно.

Выступающий должен уметь держать себя на публике, делать определенные жесты, выполнять движения, привлекающие внимания, заманивать интонациями голоса.

Неотъемлемыми знаниями высшего руководства любых компаний являются вербальные и невербальные средства делового общения. Во многих странах не только директора компаний, но и обычные менеджеры должны знать, как ведет себя человек в момент обыкновенного общения, на собеседовании и при принятии важных решений.

С помощью жестов в процессе разговора человек может пытаться объяснить вещи, сложно воспроизводимые словами. Собеседник чаще всего отлично понимает то, что ему хотели передать.

Пытаясь разговаривать с иностранцами, не обладая достаточным количеством словарного запаса, люди увеличивают тембр голоса и активно жестикулируют при общении.

На математических занятиях, объясняя, какую-то функцию, лектор может сопровождать слова рисунком в воздухе, для него это способ визуализировать слова, для аудитории – небольшая помощь в понимании.

В заключение

Человек ежедневно прибегает к различным формам и способам связи. Это наша естественная потребность.

Вербальные и невербальные средства общения кратко дают возможность составить определенное мнение о собеседнике, выступающем или оппоненте уже с первых минут коммуникации.

Невозможно выделить какой-то один, самый важный способ передачи информации. Обе формы общения информативны и полноценно дополняют друг друга.

Источник: //blog.oratorskoeiskusstvo.com/zhestikulyatsiya/verbalnoe-i-neverbalnoe-obshhenie.html

Вербальное общение

Особенности вербальной коммуникации

Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием.

При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную.

Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.

Вербальное общение может вызывать ответное положительное или негативное эмоциональное реагирование. Именно поэтому каждому индивиду просто необходимо знать и грамотно применять правила, нормы и приемы речевого взаимодействия. Для эффективности коммуникаций и успешности в жизнедеятельности любому человеку следует овладеть искусством риторики.

Вербальное и невербальное общение

Как известно, человеческий индивид существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.

Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире.

Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова.

Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.

//www.youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.

С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.

Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения.

Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов.

Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.

Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.

Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.

Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств.

То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения.

Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.

Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.

Виды вербального общения

К вербальному общению относится внешне направленная речь, которая в свою очередь подразделяется на письменную и устную, и внутренне направленная речь. Устная речь может быть диалогической или монологической. Внутренняя речь проявляется при подготовке к устной беседе или, особенно, к письменной речи.

Письменная речь бывает непосредственной и отсроченной. Непосредственная речь происходит при обмене записками, например, на совещании или лекции, а отсроченная – при обмене письмами, когда для получения ответа может пройти довольно длительное время.

Условия общения при письменной речи строго опосредованы текстом.

Также своеобразной формой словесной коммуникации считается дактильная речь. К ней относится ручная азбука, которая является заменой устной речи и служит для взаимодействия глухих или слепых лиц между собой и людьми, знакомыми с дактилологией. Знаки дактильной речи заменяют буквы и напоминают буквы печатного шрифта.

Обратная связь влияет на точность понимания человеком, воспринимающим информацию, смысла высказываний говорящего. Обратная связь устанавливается только при условии, что коммуникатор и реципиент будут попеременно меняться местами. Задача реципиента заключается в том, чтобы при помощи своих высказываний дать понять коммуникатору, как он воспринял смысл информации.

Отсюда следует, что диалоговая речь является последовательной сменой ролей коммуникативного взаимодействия беседующих, в процессе которой обнаруживается смысл речевого высказывания. А монологическая речь, наоборот, может длиться довольно долго при этом, не прерываясь репликами других беседующих. Она требует предварительной подготовки от говорящего.

К монологической речи относят лекции, доклады и т.д.

Важными составляющими коммуникативного аспекта общения являются умения точно, четко выражать собственные мысли и умение слушать. Так как нечеткое формулирование мыслей ведет к неверному толкованию произнесенного. А неумелое слушание трансформирует смысл транслируемой информации.

К вербальному общению относится также всем известный вид взаимодействия — разговор, собеседование, диспут и дискуссия, спор, собрание и др.

Разговором называют вербальный обмен мыслями, мнениями, знаниями, сведениями. Разговор (беседа) предполагает наличие двух и больше участников, задачей которых является в непринужденной обстановке высказывать собственные мысли и соображения по заданной теме.

Участники беседы могут задавать друг другу вопросы с целью ознакомления с позицией собеседника или прояснения непонятных моментов, возникших в ходе обсуждения. Разговор особенно эффективен при возникновении необходимости прояснения какого-либо вопроса или освещения проблемы. Собеседование представляет собой специально организованный разговор на общественные, профессиональные или научные темы.

Диспутом называют публичное обсуждение или спор на общественно важную либо научную тематику. Дискуссией называют публичный спор, результатом которого являются выяснение и соотнесение различных точек зрения, позиций, поиск и выявление верного мнения, нахождение нужного решения спорного вопроса. Спором называют процесс обмена противоположными воззрениями.

То есть он обозначает всякое столкновение позиций, разногласия в убеждениях и взглядах, своеобразную борьбу, при которой каждый из участников отстаивает собственную правоту.

Также словесное общение подразделяется на вербальное деловое общение и межличностное.

Межличностное общение осуществляется между несколькими индивидами, результатом его является возникновение психологического контакта и определенного отношения между общающимися.

Вербальное деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс вырабатывания в профессиональной сфере контактов между людьми.

Специфика вербальной коммуникации

Особенности вербальной коммуникации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Курсовая работа

Дисциплина: Теория массовых коммуникаций

Тема: Специфика вербальной коммуникации

                           Выполнил:

                                                                   Студент 2 курса, группы Тм-112

                                                                            Широков Б.С.

                                                                            Проверил: Малафеев Д.В.

2012

Введение – 3

1. Коммуникация, как знаковая система – 4

1.1. Сущность и функции вербальной коммуникации – 4

1.2. Текстовые коммуникации – 9

2. Практика вербальной коммуникации – 13

2.1. Виды устной вербальных коммуникаций – 13

2.2 Владение речью -19

2.3 Общая характеристика методов воздействия на потребителя в рекламе – 23

3. Возможности вербальных коммуникаций – 32

Заключение -36

Список использованной литературы -37

Введение

Думаю, что невозможно представить нашу цивилизацию без такого понятия как межличностного общения, или вербальной коммуникации. Умение произносить звуки, складывать их в слова, слова в предложения, наполненные смыслом, даёт нам самые широкие возможности для взаимодействия и взаимопонимания.

Общение – это то, на чём стоит наше общество и что в древние времена, что сегодня, оно остается, пожалуй, самым главным умением всей человеческой жизни. Причём речь идёт не только об индивидуальных  бытовых ситуациях.

Коммуникация покупателя и продавца, солдата и командира, пилота и авиадиспетчера – в любой сфере деятельности необходимо умение поддерживать словесный контакт помогающий решать те или иные задачи.

Мы привыкли к ежедневному общению и оно, естественно, кажется нам очевидным и бесхитростным. Однако это лишь в житейском контексте. На самом деле существует великое множество исследований, как добиться в коммуникативной ситуации определённого результата.

Какие подбирать слова, как строить фразы и оперировать фактами, чтобы собеседник реагировал, так как нам нужно.

  Может казаться, что, к примеру, политик говорит, как попало, а на самом деле вся его речь была чётко запланирована и ни одной случайно мысли он не высказал.

Цель работы рассказать о вербальной коммуникации и объяснить почему

Задачи:

  1. Выявить виды вербальных коммуникаций.
  2. Предоставить информацию об особенностях их использования.
  3. Рассказать о применении вербальных коммуникаций в сфере маркетинга и рекламы.

1. Коммуникация, как знаковая система

1.1. Сущность и функции вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования). [2. с.345]

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации.

Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником).

Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фактический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. [1. с.234]

Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Мы живем в мире слов. Если говорить о паблик рилейшнз уделяет внимание подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Чарльз Сноу, говоря словами одного из своих героев, пишет:

“На своем веку я составил немало подобных речей и хорошо знал, какое значение придают им парламентские заправилы и промышленные магнаты.

 Составляешь черновик за черновиком, добиваешься немыслимого, высшего совершенства стиля, какого не достигал и Флобер, читаешь и перечитываешь каждую фразу, чтобы, не дай бог, не сказать лишнего, — и, в конце концов, по законам бюрократического языка, построенного на недомолвках, любая речь неизбежно становится куда более расплывчатой, чем была в первом наброске. Я всегда терпеть не мог составлять речи для других и в последнее время совсем отделался от этой работы”.

Подробнее о написании речей с точки зрения паблик рилейшнз см. в. При этом надо помнить даже о таких вещах, как будут расположены слушающие. Как пишет X. Рюкле: “Теснота изменяет душевное состояние.

Чем теснее люди друг к другу, тем легче “завести” толпу, сделать ее агрессивной”. Есть соответствующие нормы, по которым происходит общение.

Выделены четыре соответствующие зоны, нарушение которых так же наказуемо, как и любых других норм речи:

– интимная (15-45 см),

– личная: близкая (45-75 см), дальняя (75-120 см),

– социальная (120-360 см),

– публичная (360 см и далее). . [3. с.101]

Однако мы хотели бы обратить внимание на те или иные оптимальные стратегии вербального воздействия, разрабатываемые в рамках таких наук, как психолингвистика, социолингвистика, теория пропаганды. Исследования показали, что детали политических сообщений через короткое время забываются, но долгое время хранится общее впечатление от сообщения.

“Сильной стороной Рональда Рейгана как коммуникатора была не возможность выдавать информацию, но способность построить эффективное сообщение в нескольких словах (“Задайте себе один вопрос, стало ли вам лучше сегодня, чем четыре года назад?”) и представлять вопросы в рамках набора ценностей, которые соответствуют видению Америки многими людьми. Именно поэтому большинство американцев игнорировали жалобы прессы, что Рейган не может излагать факты”.

Кстати, одно время Рейган работал спортивным комментатором, возможно, именно тогда он научился говорить просто, но емко. А его подключение к ценностям, которые носят общий характер, является, наверняка, научной подсказкой. С Рейганом работал исследователь общественного мнения Р.

Верслин, который как раз и отслеживал те глубинные процессы, которые стоят за выбором, предопределяя его. Как пишет газета “День” (1996, 27 нояб.

), в среднем американский правительственный чиновник употребляет только полтора процента редко встречающихся слов, в то время как у Джорджа Буша этот показатель достиг четырех процентов.

Есть также выработанные в рамках психотерапии эффективные стратегии построения доверия. Например, следующее: “Для начала – установить контакт, установить раппорт, встретить пациента в его собственной модели мира. Сделайте ваше поведение, словесное и несловесное, таким же, как у пациента. Я вам примерно это и показывал — депрессивного пациента должен встречать депрессивный врач”.

Воздействие осуществляется на каждом из уровней языка, начиная со звукового. Существующая сегодня наука фоносемантика открывает те или иные значения звуков, высчитанные по ассоциациям носителей данного языка. Так, для русского языка гласные получили следующие типы значений:

А — ярко-красный;

О — яркий светло-желтый или белый;

И – светло-синий;

Е — светлый желто-зеленый;

У — темный сине-зеленый;

Ы — тусклый темно-коричневый или черный.

Есть свои шкалы и для согласных, соответствующая формула, сводящая оценки для всего слова в единое целое. К примеру, слова получают следующие оценки (иногда совпадающие со значением, иногда – нет):

взрыв – большой, грубый, сильный, страшный, громкий;

вопль — сильный;

гром – грубый, сильный, злой;

гул — большой, грубый, сильный;

лепет — хороший, маленький, нежный, слабый, тихий;

рык — грубый, сильный, страшный;,

свирель — светлый;

треск — шероховатый, угловатый;

шепот – тихий.

Интересны результаты другого исследования, сопоставившего объем пауз и непосредственно речи в спонтанном и официальном регистрах. Оказалось, что при переходе к официальной речи объем пауз возрастает от 1,3 до 1,8. . [5. с.37]

Мирче Элиаде говорит о языке шамана как об имитации криков птиц и других животных:

“Как правило, во время ритуала шаман говорит высоким голосом, используя лишь “головной резонатор”, или фальцетом, показывая этим, что говорит не он, а дух или бог.

 Но необходимо отметить, что такой же высокий голос обычно используется для монотонно-распевного произнесения магических заклинаний. Магический и распевный — в особенности, в птичьей манере исполнения — часто выражаются одним и тем же термином.

Германская вокабула для магического заклинания будет galdr , часто употребляемое с глаголом galan , “петь”, термин, в основном применяемый в отношении крика птиц”.

Типы  оцениваются аудиторией как приятные или нет. Так, специалисты по паблик рилейшнз пытались перевести британского премьера Эдварда Хита на говорение голосом, аналогичным тому, которым он говорил в неофициальной обстановке. Для этого скрытно записали его разговор, чтобы продемонстрировать ему его иные возможности.

Или вот как французская газета “Экспресс” пишет о турецком премьер-министре Эрбакане: “С притворной небрежностью хитрого торгаша на стамбульском базаре Эрбакан способен кого угодно заворожить своим певучим голосом, угощая приглашенных вишневым соком”.

Жена Брежнева иронизировала над ним, когда слышала его “шамканье” по телевизору (интервью с начальником охраны В. Медведевым — “Всеукраинские ведомости”, 1996, 16 авг.).

Мэри Спиллейн иронически спрашивает: “Если бы у Ричарда Бартона был такой же голос, как у Джона Мейджора, был бы ли он таким же известным актером? Смог бы мистер Мейджор добиться успехов в политике, если бы говорил, как Ричард Бартон? Она же упоминает о том, что 38% впечатления, которое вы производите на окружающих, зависит от вашего голоса.

Итак, вербальная коммуникация является сильным средством воздействия. Она определяет отношение к человеку, отражает его характер и манеры. Имеет множество нюансов, от тембра голоса до употребляемых слов, которые влияют на конечный результат взаимодействия людей друг с другом.

1.2. Текстовые коммуникации

Переходя к письменному уровню, обнаруживаются иные коммуникативные особенности. Так, анализ выделения ключевых слов для описания сюжета сказки “Муха-Цокотуха” показал следующее:

“Два первых эпизода, являющихся завязкой и занимающих в сказке всего лишь 4 строчки (около 4% текста), переданы 110 ключевыми словами в ответах испытуемых.

(это 60% всех ключевых слов из “другой половины” – самовар, базар, денежка и др.), а все изложение дальнейших событий (121 строчка) передано лишь 72 ключевыми словами, особенно пострадали при компрессии эпизоды Нападение и Веселье. Самые длинные, многословные в тексте сказки, они оказались беднее всего представленными в наборах ключевых слов”.

Источник: //stud24.ru/communication-connection/specifika-verbalnoj-kommunikacii/496754-1916353-page1.html

3.1 Особенности вербальной коммуникации

Особенности вербальной коммуникации

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего…

Вербальные и невербальные компоненты межкультурной коммуникации

2.1 Сравнительный анализ вербальной деловой коммуникации белорусской и итальянской культур

Каждого человека можно узнать благодаря собственному стилю общения, который раскрывает особенности ведения коммуникации с другими людьми. По мнению учёных…

Вербальные средства общения

f1. Понятие и сущность вербальной коммуникации

речь вербальный коммуникация общение Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык…

Вербальные средства общения

4. Слушание как средство вербальной коммуникации

Слушать не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25% всей информации об окружающем мире. Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего, они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада…

Гендерные особенности коммуникации в Интернете (на примере сайтов знакомств)

1. Особенности интернет-коммуникации

Основой данной работы являются исследования в области гендера и его представлений в языке, а именно, в Интернет-коммуникации, поэтому, прежде всего, необходимо определить значения ключевых терминов. Маркеры, в самом широком смысле…

Невербальные средства: жесты, мимика, их функции

Особенности невербальной коммуникации

Первая выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора…

Проблема самопрезентации субъекта: дискурсивный подход

1.1 Интенциональные основания вербальной коммуникации

Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями…

Психологический анализ стратегий общения подростков в Интернет-сообществах

1.2 Психологические особенности коммуникации в Интернете

В последние три-четыре года Интернет перестал быть только техническим средством, превратившись в арену общественной и частной жизни. Интернет представляет собой огромные возможности не только получения необходимой информации…

Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении

1.1 Общая характеристика вербальной креативности. Связь между вербальной креативностью и компетентностью

К понятию «вербальная креативность» есть два подхода: лингвистический и психологический. С точки зрения лингвистики, вербальная креативность – одна из составляющих креативности языковой личности…

Социально-психологическое содержание коммуникативных установок в межличностном общении

f1.1 ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Межличностная коммуникация – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерам по общению. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова…

Теоретические аспекты вербальной и невербальной коммуникаций

fГлава 1. Характеристика вербальной коммуникации

Теоретические аспекты вербальной и невербальной коммуникаций

1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое). Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры…

Теоретические аспекты вербальной и невербальной коммуникаций

fГлава 3. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации

Теоретические аспекты вербальной и невербальной коммуникаций

3.2 Особенности невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов…

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

1.2.2 Психологические особенности сетевой коммуникации

Отечественные психологические исследования Интернета традиционно базируются на теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, с точки зрения которой, Сеть рассматривается как сложные психологические орудия…

Источник: //psy.bobrodobro.ru/44797

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.