Сенсомоторная алалия лечение

Содержание

Алалия у детей: виды, лечение: причины появления и симптомы

Сенсомоторная алалия лечение

Симптомы алалии и способы лечения нарушения

Алалией называеют стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга (центра Брока). Эти изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Алалия — это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых.

Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Моторная алалия

О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.

Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз — основание для получения инвалидности.

Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:

  • фонетики;
  • лексики;
  • синтаксиса;
  • морфологии.

Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи.

Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга.

В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов.

Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки.

Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток.

Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами.

При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.

Методы диагностики и лечения

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ.

Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.

{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов.

Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы.

Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Коррекционная работа логопеда

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.

Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха.

На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки).

Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития.

Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития.

Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/alaliya/

Сенсомоторная алалия у детей

Сенсомоторная алалия лечение

Одна из наиболее тяжелых проблем развития речи у детей – алалия. Различают моторную, сенсорную и смешанную форму нарушения.

Малыши с нормальным слухом не разговаривают совсем или пользуются обрывками слов для общения с окружающими. Задача родителей алалика – как можно раньше заметить сбой в развитии ребенка и обратиться к специалистам.

Совместная работа неврологов, логопедов и психологов помогает малышу овладеть полноценной речью.

Причины сенсорной алалии

Непонимание речи ребенком наступает из-за неправильной работы речеслухового анализатора. Сбой происходит вследствие поражения, затрагивающего височную долю ведущего полушария.

Провоцируют нарушение несколько факторов. Среди них сбои, возникшие в период внутриутробного развития, родовые травмы, болезни первых лет жизни ребенка. Немалую роль играет наследственность – если в семье уже были случаи речевых нарушений, велик риск того, что они повторятся у следующих поколений.

Проблемы внутриутробного периода

Среди причин формирования сенсорной алалии специалисты называют гипоксию и гипотрофию плода, а также врожденные инфекции – цитомегаловирусную, хламидиозную, краснуху, герпетическую. Негативное воздействие на центральную нервную систему будущего ребенка оказывают наркотики, психотропы, алкоголь, употребляемые беременной женщиной, а также другие токсические вещества.

Родовые поражения центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы у новорожденных возникают при стремительном течении родов, акушерских оперативных вмешательствах, при узком тазе матери. Травмирование приводит к механическому повреждению височной доли.

Нарушение мозговых структур, ответственных за восприятие звуковых сигналов, наступает при длительном нахождении плода в утробе после отхождения вод, а также при затяжном течении родов, обвитии шеи младенца пуповиной.

Болезни

Восприятие речи у ребенка может нарушиться вследствие перенесенных в раннем детстве заболеваний. Провоцируют проблему менингоэнцефалит, отравления, инфекции с нейротоксическим осложнением.

Признаки алалии у ребенка

При сенсорной алалии у маленького человека нарушается способность понимать обращенную к нему речь. Выраженность речеслухового дефицита неодинакова у разных детей.

Некоторые абсолютно не реагируют на какие-либо раздражители, не отзываются на собственное имя (при тяжелой форме алалии).

В более легких случаях малышам доступно понимание слов, которые часто употребляются в повседневном бытовом общении, но вне конкретной ситуации они не понимают их смысла.

Сенсорные алалики склонны к повышенной разговорчивости. Но их речь нечеткая, больше напоминает хаотичную смесь из отдельных слогов, звуков, корней слов. Окружающим трудно понять смысл произносимого ребенком. Такое проявление алалии называют логореей.

Дети-алалики склонны бессознательному повторению произнесенных другими слов. Но если попросить их специально сказать нужное слово, малыши не могут сделать этого. Подобное явление называют эхолалией.

У страдающих алалией нарушены механизмы соотнесения явлений, предметов, действий и слов, которые их обозначают. А также дети делают ошибки при произношении – неправильно ставят ударение, пропускают или заменяют звуки, переставляют местами либо повторяют несколько раз слоги одного слова.

Малышам трудно контролировать свою речь. Они неправильно формулируют высказывания, допускают смысловые и грамматические ошибки.

В отличие от людей с нарушением остроты слуха, у алаликов звонкий, выразительный голос. Интеллект в раннем возрасте и слух сохранены.

Существуют неврологические и психопатологические признаки несовершенства регуляторной способности. Малышу-алалику сложно сосредоточиться, переключить и удержать внимание. Из-за непонимания речи он очень быстро теряет интерес к начатой игре, занятию, отказывается общаться с другими детьми и взрослыми.

Патогенез

В условиях повреждения центрального отдела речеслухового анализатора при сохраненном слухе ребенок не понимает смысла слов. Такое расстройство процессов синтеза и анализа звуковых сигналов – слуховая агнозия. При этом состоянии малыш слышит слова, но у него отсутствует понимание смысла.

Сбой в работе механизма восприятия речи провоцирует неспособность сформировать звуковые модели, воспринимать целые слова, а также узнавать, различать и запоминать их.

Из-за неполноценных слуховых реакций у ребенка блокируется передача импульса на речедвигательный и речезрительный анализатор. Результатом этого становится невозможность сопоставлять звучание слов с действиями или предметами. Такое явление носит название замыкательной акупатии.

Симптомы сенсорной алалии

Для детей, страдающих сенсорной формой алалии, характерна такая симптоматика:

  • неспособность связать смысл слов с предметами, действиями, обозначающими их;
  • бездумное повторение слов, произнесенных другими;
  • «склеивание» нескольких слов в одно;
  • перемешивание и повторение слогов в одном слове;
  • замена звуков в словах;
  • быстрая, невнятная речь.

Сенсомоторная алалия, кроме перечисленных симптомов, сопровождается слабо развитой мелкой моторикой, неуклюжестью движений ребенка.

У детей с нарушением фонематического слуха состояние подавленности чередуется с повышенной активностью. Малыши не слишком охотно общаются с посторонними людьми. Их пугают громкие, резкие звуки.

Из-за трудностей с пониманием смысла речи сенсорные алалики выполняют указания по шаблону. Например, если попросить ребенка спрятать ложку под кровать, он отнесет ее на кухню. Ведь он знает, что именно там ее место.

Осложнения

Нечеткое восприятие звуков порождает проблему неправильного проговаривания. Из-за этого возникают сложности с формированием высказываний. При несвоевременно начатой терапии у дошколят отмечается недостаточность развития речевых навыков. В школьные годы на фоне этого формируются другие проблемы:

  • неспособность научиться писать (дисграфия) и читать (дислексия);
  • нарушается способность применять правила орфографии при письме или в устных высказываниях.

Алалики не понимают речь других людей, это становится причиной сложностей в общении и формирования умственной отсталости. Постепенно возникают расстройства личности, теряется контроль над эмоционально-волевыми реакциями, появляются проблемы с поведением.

Диагностика

При подозрении на алалию детям проводят комплексное обследование.

Медицинская диагностическая программа выявляет степень поражения мозговых структур, исключает (или подтверждает) наличие отоларингологических заболеваний, патологий психиатрического характера.

Проводится обследование психологами, логопедами. Эти специалисты тестируют ребенка с целью подтвердить предполагаемый диагноз и составить план коррекционных мероприятий.

Обследование ребенка с подозрением на сенсорную алалию включает в себя несколько этапов:

  1. Консультация детского невролога. Специалист выясняет особенности протекания беременности, родов, развития малыша в первый год жизни. При необходимости доктор назначает инструментальные обследования – электро- или эхоэнцефалографию, МРТ мозговых структур, рентген черепа.
  2. Проверка слуха у детей необходима, чтобы исключить возможность глухоты или ярко выраженного снижения способности слышать. Сурдолог проводит отоакустическую эмиссию, исследование работы внутреннего уха и эластичности барабанной перепонки (тимпанометрию), изучает остроту слуха при помощи аудиометрии.
  3. Обследование логопедом выявляет, насколько выражена проблема и развита речь малыша. Во время диагностики специалист оценивает способность ребенка указать на названную вещь, повторить слово, выполнить простое действие.
  4. Диагностика психологом направлена на выяснение нормально сохранившихся и недостаточных функций психики. Используя полученные данные, специалист разрабатывает план индивидуальной работы с пациентом.

Диагностика сенсорной формы алалии связана с необходимостью повторных посещений психолога, логопеда. Часто дети отказываются общаться со специалистами либо показывают, что в определенной степени понимают речь.

Проявления сенсорной алалии схожи с другими расстройствами восприятия речи. Поэтому специалисты уделяют внимание дифдиагностике с такими состояниями:

  • нейросенсорная тугоухость;
  • нарушение акустического спектра;
  • сенсорно-акустическая недостаточность;
  • детская афазия;
  • темповая задержка развития речи.

Методы лечения

Сенсорная и сенсорно-моторная алалия – состояния, при которых необходимо начать комплексное лечение как можно раньше.

На вопрос родителей малышей о том, можно ли вылечить нарушение, специалисты дают позитивный ответ. Но чтобы добиться успеха, необходимо не только участие медиков, психологов и педагогов.

Важная роль в развитии ребенка принадлежит семье. Без ежедневных занятий с родителями результатов придется ждать намного дольше.

Терапевтическая программа подразумевает назначение медикаментозных препаратов. Это ноотропы, нейропротекторы, нейропептиды, витаминные комплексы. Параллельно с приемом лекарств малыш проходит курс физиотерапии. Благотворное влияние при алалии оказывают водные процедуры, лечебная физкультура, курсы массажа, акупунктуры.

Коррекционная работа логопеда направлена на развитие восприятия и анализа услышанной речи. Специалист во время занятий с малышом придерживается поэтапного подхода. В первую очередь занятия с логопедом направлены на то, чтобы снизить беспорядочный поток звуков, который издает ребенок, увлечь его игровой деятельностью. Это помогает алалику научиться удерживать внимание, быть усидчивым.

Затем пациент должен овладеть умением различать гласные, согласные звуки, их сочетания. А также научиться соотносить слова и предметы, действия, которые им соответствуют. Чтобы добиться этого, специалист формулирует указания четко, коротко, чтобы ребенок легко понял их.

Сформировать процессы нормального восприятия, синтеза и анализа звуковых сигналов помогают упражнения для развития мелкой моторики рук, а также раннее обучение малыша чтению. Поэтому дети, с которыми активно занимаются логопед, психолог и родители, в начальных классах не только не отстают, но и опережают своих сверстников в успеваемости.

Коррекция сенсорной алалии

Психологическая коррекция при сенсорной алалии направлена на устранение дефицита функций, вызвавших отсутствие речи.

Задача специалиста – стимулировать маленького пациента к мыслительной деятельности, развитию памяти, удержанию внимания, пробудить у него познавательную активность.

Психолог учит малыша управлять своими эмоциями. Чтобы закрепить полученные результаты, специалист тесно сотрудничает с родителями.

При сенсорной алалии необходимо непрерывное логопедическое воздействие на протяжении нескольких лет (от 2 до 4-5). Ежегодно проводятся несколько курсов интенсивной комплексной терапии. В перерывах между ними ребенок несколько раз в неделю посещает логопеда, ежедневно занимается с родителями.

Выводы

Чтобы вовремя заметить отклонение в развитии речи и начать работу по устранению проблемы, родители должны быть внимательны к малышу.

В случае, если проблема выявлена, проводятся коррекционная работа и терапия, занятия дома остаются обязательным условием хорошего результата.

Родные должны стимулировать у малыша желание общаться, а также выполнять задания логопеда для развития артикуляции, моторики.

Источник: https://prodetskiysad.ru/razvitie/sensornaya-alaliya

Сенсомоторная алалия: симптомы, причины, коррекция

Сенсомоторная алалия лечение

Сенсомоторная алалия – это тяжелое нарушение речевого развития, проявляющееся в задержке или полном отсутствии устной речи. Причина расстройства – локальное поражение участков коры головного мозга, обеспечивающих формирование навыков произношения.

Такие поражения появляются в период внутриутробного развития или до достижения ребенком 3-х лет.

В норме малыши учатся распознавать слова, ассоциировать их с предметом или действием, у них формируются нейронные связи, позволяющие произносить слоги и соединять их в слова, запоминать и воспроизводить порядок слогов. Также вырабатываются и фиксируются связи фонем и других органов чувств (осязание, слух, зрение).

При сенсорной алалии у детей не формируется связь между предметом и словом, его обозначающим. Специалисты дефектологи называют такой симптом замыкательной акупатией.

Характерные признаки речевого нарушения

Для сенсомоторной алалии характерно тяжелое расстройство артикуляции и понимания речи других людей. Обычно нарушение выявляют у дошкольников. В этом возрасте логопедическая коррекция наиболее эффективна и позволяет полностью восстановить речевые навыки. Дети, прошедшие лечение, смогут в будущем пойти в обычную общеобразовательную школу.

Главный признак сенсомоторной алалии – неправильное восприятие произносимых другими людьми слов без патологий слуха. Такой ребенок либо вообще не воспринимает обращенную к нему речь, либо реагирует на нее неадекватно.

При этом малыш способен различить шумы – постукивания, шорох, скрип. При этом реагирование не зависит от громкости шума. Часто дефект сопровождается эхолалией – неосмысленным повторением звукосочетаний или слов.

Вместо ответа на поставленный вопрос, ребенок просто повторит его.

Малыш может понимать речь мамы, психолога или воспитателя, и не воспринимать те же слова, произнесенные другими людьми.

При сенсомоторной алалии отмечается ослабление фонематического слуха – умения различать и воспринимать звукосочетания и слова. Словарный запас (и активный, и пассивный) у таких детей сильно ограничен. Они используют слова только в именительном падеже, а их фразы отличаются аграмматичностью.

Дошкольники путают слова, заменяя их схожими по произношению. Труднопроизносимых фонем они стараются избегать. Часто это приводит к появлению заикания или задержке умственного развития.

Легкая форма дефекта проявляется в применении коротких двухсложных фраз, измененной последовательности звуков. Но в целом можно понять, что говорит ребенок. При тяжелой форме малыш способен бессознательно копировать звуки или слова, сопровождая свою речь мимикой и жестами. При этом к речевым присоединяются неврологические нарушения.

Сенсомоторную алалию относят к системным заболеваниям. Поэтому для нее, кроме специфических, – речевых, характерны и другие симптомы:

  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • медлительность и неуклюжесть;
  • трудности в развитии навыков самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывания шнурков, расчесывания);
  • снижение концентрации внимания;
  • повышенная двигательная активность либо, напротив, – заторможенность и утомляемость (зависит от характера поражения клеток головного мозга);
  • недоразвитие способностей к произношению и восприятию речи других людей;
  • заикание и нарушение артикуляции;
  • скудный словарный запас.

Проявляется речевое расстройство на фоне неврологической симптоматики: повышенная речевая активность, при этом понять, что говорит малыш, невозможно, бесконечные бессвязные повторения звукосочетаний, пропуски слогов в словах, полное или ситуативное отсутствие понимания речи других людей, аутизм, тремор мышц.

Дифференциация нарушений слуха от сенсомоторной алалии

Симптоматика речевого расстройства и снижения слуха проявляется по-разному. У детей с тугоухостью имеется неизменный порог восприятия, ниже которого они не различают никаких звуков. При сенсомоторном дефекте отсутствует указанная граница, слуховое восприятие переменно: на сигналы одинаковой громкости он может то реагировать, то не реагировать.

Это объясняется повышенной возбудимостью или заторможенностью, обстановкой обследования, физическим и психологическим состоянием малыша. Поскольку причиной алалии становятся локальные поражения клеток мозга, вследствие которых нарушается передача нейронных импульсов.

Некоторые дети лучше понимают речь по утрам, так как после полноценного ночного отдыха улучшается работа коры головного мозга, а вечером из-за усталости уровень восприятия снижается. У других все наоборот: утром ребенок действует заторможено, а во второй половине дня после занятий восприятие улучшается, так как нервные волокна работают в полную силу.

Повышение громкости речи способствует улучшению восприятия малышей с тугоухостью и действует с точностью до наоборот при диагнозе сенсомоторная алалия. Сильный раздражитель запускает охранный механизм торможения, происходит блокирование клеток мозга, отвечающих за понимание и воспроизведение речи.

С такими детьми следует говорить чуть приглушенным спокойным голосом. Так он лучше усвоит произнесенное. Применение слуховых аппаратов эффективно только в случае с тугоухостью и бесполезно при речевом расстройстве.

Некоторые клиницисты убеждены, что при сенсомоторном нарушении слух несколько ухудшается на всех частотах, приводя к снижению понимания речи. При таком диагнозе уровень восприятия зависит от темпа, ритмики, артикуляции говорящего.

Отмечается особая чувствительность детей с сенсомоторным дефектом к таким звукам, как трение спичек в коробке, капающая из крана вода, скрип двери, шуршание смятой бумаги.

Обычный человек не обращает на такие сигналы внимания, ребенок с тугоухостью их не услышит, а у малыша с речевым расстройством они вызывают нездоровую реакцию – повышенную тревожность, плач, мигрень или боль в ушах.

Такая реакция – результат сильного раздражения незрелых клеток мозга.

Малышам с нарушением звукопроизношения сложно долгое время воспринимать то, что им читают или рассказывают. Они устают, поскольку не понимают смысла услышанного. Незнакомые слова усваиваются медленно. Ребенок не критичен не только к своей речи, но и к поведению – часто действует импульсивно и непоследовательно.

Непонимание смысла слов и плохая артикуляция провоцируют неуверенность детей с алалией. Они постоянно оглядываются в поиске поддержки.

На занятиях и в повседневном общении малыши опираются исключительно на лексическое значение слова, упуская грамматическое. Они стараются избегать ролевых игр, поскольку ограниченный словарный запас, неправильное употребление слов и фраз или бессмысленное повторение звуков ограничивают их участие в таком времяпрепровождении.

Причины патологии

Появляется дефект во время внутриутробного развития и до достижения ребенком трех лет. Поэтому провоцирующие алалию факторы связаны с этапами развития организма малыша.

Во время внутриутробного развития плода патологию могут спровоцировать:

  • угроза преждевременных родов или выкидыша на ранних сроках;
  • перенесенная TORCH-инфекция;
  • гипоксия – кислородное голодание, его причиной являются эндогенные (акушерские) патологии и экзогенные причины – курение будущей мамы;
  • токсикоз и гестоз;
  • травма эмбриона при падении беременной;
  • наличие тяжелых хронических заболеваний у будущей мамы – скачки АД (артериального давления), ишемия, недостаточность сердечной мышцы, сахарный диабет, эндокринные нарушения.

Такие осложнения вынашивания малыша провоцируют развитие речевых нарушений, сопровождающихся расстройством аутистического спектра.

Также причиной дефекта может стать черепно-мозговая травма во время родоразрешения, асфиксия или появление на свет недоношенного малыша.

Еще одна причина поражения клеток головного мозга – стремительные естественные или слишком затяжные «сложные» роды. Иногда неправильное использование акушерских инструментов и кесарева сечения может привести к речевому недоразвитию.

В первые 3 года жизни спровоцировать алалию может инфицирование менингитом, энцефалитом или травма головы.

Разновидности

В зависимости от клинической картины патологии, механизмов развития и степени речевого нарушения алалию классифицируют на:

  • Экспрессивную (моторную), выражающуюся в нарушении произношения фонем. Малыш понимает смысл слов, может показать предмет или действие (при помощи жестов). Однако артикуляция плохо развита.
  • Импрессивную (сенсорную), когда ребенок не понимает сказанное другими людьми. Говорит разборчиво, но не воспринимает обращение к себе.
  • Смешанную (сенсомоторную) – клинические проявления объединяют симптоматику перечисленных видов.

У 1% малышей дошкольного возраста диагностируют сенсомоторную алалию. У детей школьного возраста патология встречается в два раза реже.

При смешанном виде расстройства поражаются клетки на участках коры мозга, отвечающих за формирование речи.

Дети с трудом понимают речь взрослых и медленно осваивают навыки произношения звуков. Эту форму заболевания называют тотальной, поскольку она часто проявляется на фоне задержки умственного развития.

Лечить сенсомоторное расстройство сложно, прогноз даже при комплексной коррекционной работе не всегда благоприятный.

Терапия

Дети с сенсомоторным нарушением нуждаются в индивидуальном подходе, обеспечить который в условиях детского сада (городского или частного) практически невозможно. Правильное развитие и социализация возможны только, если лечиться комплексно.

Терапия предполагает:

  • Занятия с логопедом – индивидуальные или групповые. Результата можно добиться только упражняясь систематически. Дефектолог поможет малышу правильно произносить звуки и фонемы, понимать чужую речь. Для этого используют картинки, игрушки. Также полезны занятия, направленные на совершенствование мелкой моторики – складывание мозаики, конструктора, лепка, рисование.

Эффективность терапии зависит от закрепления новых навыков дома. Родители должны повторять с малышом логопедические упражнения. Важно создать развивающую атмосферу, ежедневно работать над увеличением запаса слов, выполнять артикуляционные упражнения, гимнастику для мелкой моторики пальцев.

  • Массаж логопедический выступает дополнением к занятиям с дефектологом. Направлен на укрепление мускулатуры ротовой полости, обеспечивает правильную артикуляцию. Проводится вручную или при помощи зонда. Закрепляется эффект выполнением комплекса специальных упражнений.
  • Физиотерапия проводится курсами. Включает водные процедуры, магнит, воздействие лазера.
  • Рефлексотерапия активизирует отдельные участки головного мозга при помощи электрических импульсов, способствуя формированию новых нейронных связей.
  • Прием медикаментов, стимулирующих мозговой метаболизм, регенерацию клеток мозга (Актовегин, Энцефабол и др.). Также назначают витаминные добавки.

Прогноз

Полное выздоровление возможно только при грамотном планировании комплексного лечения и точном соблюдении рекомендаций логопеда-дефектолога.

Постепенно артикуляция нормализуется, уровень умственного развития соответствует возрастной норме.

Если своевременно не начать коррекцию, симптомы усугубляются, появляется дизартрия, заикание, неврозы и нервный тик. В таких ситуациях логопедическая работа малоэффективна.

Профилактика сенсомоторной алалии не существует. Но можно минимизировать негативное воздействие факторов, провоцирующих патологию. Своевременное лечение способно восстановить пораженные клетки головного мозга.

В запущенных случаях окончательно сформировать речевой аппарат удается только к 8-9 годам. Поэтому, при появлении подозрений на речевое расстройство следует обратиться к специалисту и пройти обследование.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/sensomotornaya-alaliya-simptomy-prichiny-i-lechenie/

Алалия. Моторная алалия. Сенсорная алалия. Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия лечение

Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.

Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.

Виды алалии

Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:

  1. Экспрессивная (моторная) алалия – диагностируется, когда есть поражение органического характера в отделе речедвигательного анализатора. Характерна задержка развития речевой функции или ее остановка на каком-либо этапе, при этом понимание слов окружающих не страдает. При данном виде алалии у ребенка есть трудности в экспрессивной речи, грамматике, скудный словарный запас. В зависимости от того, какая именно зона была поражена, выделяют подвиды:
  • афферентная – появляется, если поражены нижние теменные отделы головного мозга, способ проявления – неправильная или затрудненная артикуляция;
  • эфферентная – характерна при поражении премоторной коры, приводит к тому, что нарушается слоговая структура слов.
  1. Импрессивная (сенсорная) алалия – появляется после поражений речеслухового анализатора. Характерны нарушения в восприятии звука при здоровом слуховом анализаторе (ребенку не понятен смысл обращенных к нему слов). Это выглядит как разрыв между смыслом и звуком слов.
  2. Смешанная (сенсомоторная) алалия – возникает при комбинации органических нарушений слухового и двигательного направлений. Выраженность дефекта в этих областях может быть различной, то есть моторные дефекты могут иметь тяжелую форму, а сенсорные – легкую, или наоборот. Именно из-за множественности вариантов и комбинированных симптомов данный вид алалии считается наиболее тяжелым речевым дефектом как с позиции диагностики, так и коррекции.

Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.

Симптомы

Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).

Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.

Для моторной алалии характерно:

  • полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
  • неправильное звукопроизношение;
  • обедненность активного словарного запаса;
  • аграмматичность;
  • смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
  • разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
  • слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
  • проблемы с координацией;
  • снижение памяти и рассеянность внимания;
  • трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).

Симптомы сенсорной алалии:

  • непонимание обращенной речи;
  • понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
  • повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
  • частое использование мимики и звуков для передачи информации;
  • повторение звуков и слогов;
  • звуковые замены или пропуски слогов;
  • повышенная утомляемость и отвлекаемость.

Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:

  • проблемы в поведении;
  • двигательную расторможенность;
  • нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
  • избирательность в еде;
  • неустойчивость внимания и познавательной активности;
  • эмоциональную нестабильность.

Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.

РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок).

В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях.

Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга.

Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции.

Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы.

Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию.

Причины алалии

Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз;
  • травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
  • внутриутробные инфекции и воспаления;
  • угрозы выкидыша;
  • обменные нарушения при внутриутробном развитии;
  • заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).

В перинатальном периоде:

  • сложные или патологические роды;
  • асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
  • использование акушерских приборов.

В первые годы жизни:

  • травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
  • частые или продолжительные соматические заболевания.

Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.

Диагностика и коррекция алалии

Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:

  • нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
  • логопед (диагностика речи);
  • психиатр (исключение психических заболеваний);
  • отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
  • невролог (выявление органических нарушений).

В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно.

При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог.

После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.

Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:

  • медикаментозное лечение (назначает невролог);
  • нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
  • занятия с детским или медицинским психологом;
  • физиотерапия;
  • эрготерапия;
  • логопедический массаж.

Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.

Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.

Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:

  • запуска речи;
  • понимания обращенной речи;
  • снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
  • улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
  • стабилизации поведения.

Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.

Источник: https://emberint.ru/articles/alaliya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.