Сензитивный период развития

Содержание

Сензитивные периоды развития ребенка

Сензитивный период развития

Сегодня хочу поднять тему сензитивных, или как их еще называют сенситивных (от англ. sensitive — чувствительный), периодов. Они заложены в каждого малыша самой природой, проявляются одинаково, однако, у каждого в своем возрасте. Этот период невозможно искусственно заставить начаться и закончиться в определенное время.

Мне часто доводилось слышать от мам фразы вроде «все дети как дети, сидят лепят/танцуют/рисуют/поют на занятии, а мой берет и убегает», или «вообще не хочет заниматься в развивашке» и т.п. А наблюдаете ли вы за своим малышом? Присматриваетесь ли, к чему он сейчас более расположен?

Очень часто мамы просто выполняют рутины по дому, не обращая внимания на малыша. Нет, они его конечно кормят, поят, одевают и даже играют, но т.к. многие из нас (признаемся честно

Источник: http://www.alenapopova.info/montessori/senzitivnye-periody-razvitiya-rebenka/

Сензитивные периоды развития против капризов

Сензитивный период развития

Чаще всего родители не могут понять причины капризов своих детей. Когда исчерпаны все видимые причины, родители,  отчаявшись, списывают все на дурной характер ребенка, на избалованность и возрастные кризисы.

 Взрослые забывают, что ребенок – не только их дитя, но и творение природы. А природа, в свою очередь, диктует свои ритмы и требования… Малыш в окружающем его мире просто не находит то, что ему необходимо для развития.

Как понять, что нужно ребенку помимо удовлетворения его элементарных физических потребностей? Как учить и воспитывать малыша легко и непринужденно, с максимальной отдачей?

Обычно взрослые навязывают детям те занятия, которые считают полезными. Знания, которые ДАЮТ взрослые, ребенок зачастую НЕ БЕРЕТ, не усваивает.

Итальянский педагог и ученый Мария Монтессори НАБЛЮДАЛА за сотнями и тысячами детей, дав им СВОБОДУ ДЕЙСТВИЯ И ВЫБОРА. Эти наблюдения показали, что в развитии детей есть некоторые общие моменты. Примерно в одинаковом возрасте малыши начинали интересоваться какими-то определенными знаниями, предметами, видами движений, способами эмоционального реагирования.

Мария Монтессори предположила, что это связано с созреванием определенных участков головного мозга. Она выделила несколько таких периодов от рождения до шести лет и дала им название «сензитивных».

Загадочное слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно чувствителен, восприимчив к определенному типу деятельности.

На пике сензитивного периода малыш может настолько концентрироваться на любимом деле, что, кажется, ничего в мире его больше не интересует.

Здоровый ребенок постоянно жаждет знаний — важно уметь вовремя предложить ему актуальный материал.

В тот момент, когда ребенок переживает  определенный сензитивный период, он максимально легко усваивает огромное количество информации. Процесс познания происходит естественно и не требует особых усилий.

Если использовать эти уникальные знания, можно предвидеть, какой сензитивный период вот-вот начнется у вашего малыша. Дайте ребенку свободу действия. Умейте наблюдать: что малышу интересно, к каким действиям он постоянно возвращается, повторяет их без устали, с огромным удовольствием. Известно, что воспитание на 90% состоит из предусмотрительности.

Важно! Сензитивные периоды проходят и больше никогда не повторяются. Они универсальны: присущи всем детям без исключения. Временные рамки их можно предвидеть. Но, надо помнить: они индивидуальны и проходят у каждого по-своему.

Если ребенок в сензитивный период наталкивается на какие-либо препятствия в своей работе, то в душе его происходит настоящий крах! Внешне это выражается в капризах и истериках.

Если ребенок делает что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то результат его работы будет менее эффективным или даже отрицательным. Или проявится намного позже. Поэтому к многочисленным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой!

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

Самый продолжительный СП, начинается еще до рождения. Ребенок продвигается от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянно расширяет словарный запас.

Примерно с 3,5 лет начинается период развития письменной речи. Прежде всего, ребенку важно научиться транслировать в мир СВОИ мысли, то есть писать. Малыш стремится воспроизводить буквы и цифры.

Позже, примерно к пяти годам, наступает спонтанный интерес к чтению.

Сензитивный период порядка: от 1,5 до 4х лет

Для ребенка порядок совсем не то, что для взрослого. Это базовая стабильность окружающего мира. Это самоопределение «Кто я в этом мире?». Это естественные отношения между людьми. И еще много чего важного. Обучение поддержанию порядка – всего лишь одна из сторон этого СП.

Сензитивный период движений и действий: от 0 до 4х лет

Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, ползание, ходьба… Ребенок живет упражнениями в движении, постоянно усложняя их. Физическая активность – залог развития мозга ребенка. Поэтому любые занятия, ограничивающие малыша в движении в этом возрасте – преступление против его природы.

Сензитивный период мелких предметов:от 1,5 до 4 лет

Период развития мелкой моторики. На кончиках пальцев находятся рецепторы, которые посылают импульс в кору головного мозга. Развивается способность к мыслительным процессам. Вы наверняка слышали выражение «ум на кончиках пальцев».

Сензитивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этот период происходит утончение восприятия органов чувств.

Мария Монтессори говорит о том, что мышление развивается на основе сенсорного восприятия: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах».

Сенсорика помогает сформировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. На базе сенсорных впечатлений ребенок учится сравнивать, анализировать, классифицировать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет.

Ребенок усваивает нормы этикета, которые приняты в обществе. Сначала он подражает правилам культурного поведения, а затем вежливость становится свойством личности.

Если опоздать и не воспользоваться уникальными «окнами возможностей» в дошкольном возрасте,  ребенок может потерять интерес к этому направлению на всю жизнь. А после шести лет даже вернуть ошибки этих периодов, что может проявится в самых неожиданных и неприятных формах. С этими последствиями мы зачастую сталкиваемся, когда ребенок идет в школу.

Не упустите шанс – такой дар природа больше не преподнесет человеку никогда!

Подробнее о каждом из сензитивных периодов читайте в следующих статьях!

Источник: https://nashydety.com/senzitivnye-periody-razvitiya/

Сензитивные периоды развития: развитие чувств и движений ребёнка

Сензитивный период развития

От рождения и до шести лет, в период впитывающего разума, ребёнок проживает ряд сензитивных (чувствительных) периодов, и для него это своеобразные окна возможностей.

Представим себе головной мозг, который и после рождения продолжает активно развиваться, и для этого процесса остро необходима профильная информация, получить которую можно только из окружающего мира.

Во время сензитивного периода определённые группы нервных клеток становятся более активными – это идеальное время, чтобы ввести желаемую ребёнком деятельность, чтобы помочь формированию соответствующих нейронных сетей и комбинаций.

В течение сензитивного периода ребёнок наделён особой восприимчивостью, которая побуждает его концентрировать внимание на определённых аспектах окружающего мира, он проявляет живейший интерес ко всему, что имеет отношение к сензитиву.

Ребёнок бессознательно выбирает из окружающей среды всё, что именно в этот момент необходимо для его роста и развития, и это позволяет ему приобрести определённые навыки и знания без видимых усилий и усталости.

Важно доверять ребёнку, который ориентируется в своей деятельности на импульсы и призывы своеобразного «внутреннего учителя». Следует также отметить, что эти периоды универсальны для детей всех народов и культур.

Эти ограниченные «окна возможностей» появляются на время и проходят безвозвратно, причём независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями. Кроме того, они никогда не повторяются снова.

В качестве примера могу привести освоение языка, который маленькие дети просто впитывают, дети постарше легко учат, но уже с акцентом, а взрослые прилагают немалые усилия, чтобы овладеть дополнительным языком и выучить его, с трудом осваивая языковые конструкции.

Вот список основных сензитивных периодов, сроки которых даны достаточно условно и приблизительно, т. к. у каждого ребёнка они сугубо индивидуальны.

Сензитивный период для утончения чувств (2–4 года)

Чувства – это посредники, с помощью которых ребёнок вступает в контакт с окружающим миром. Они предоставляют детям информацию о среде и вызывают образование нейронных центров, ответственных за сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и осязательное) и правильные интерпретации сенсорных сигналов.

Когда чувства утончаются и проясняются, у ребёнка появляется возможность организовать и классифицировать все свои сенсорные ощущения. Нахождение ребёнка в среде, богатой на сенсорные впечатления, в этот сензитивный период позволяет ему пополнить чувственный словарь и создать большее разнообразие нейронных сетей, отвечающих за понимание и интерпретацию его окружения.

Пример. Внезапно проявляющиеся у ребёнка интересы к чувственным раздражителям, активное прислушивание-принюхивание и пр. – это яркие примеры изменений, которые происходят с ребёнком в данный период.

Сензитивный период для утончения движения (2–4 ½ года)

Движение – это основа всего, и, соответственно, ребёнку жизненно необходимо развивать и совершенствовать свои движения. Это своеобразный пропуск, дающий и многократно расширяющий доступные возможности. Движения развиваются и совершенствуются через подражание взрослым и многократные повторения.

Точные движения необходимы для правильного развития психики и обретения независимости. Чем более ребёнок умел в движениях, тем больше своих потребностей он может удовлетворить самостоятельно, что и становится фундаментом его независимости.

Ребёнок развивает руку и равновесие, которые являются жизненно важными для полноценного функционирования личности и самовыражения.

Пример: Если ребёнок концентрированно и сосредоточенно заинтересовался мелкими предметами, он может просто собирать с пола или земли почти невидимые нам, взрослым, соринки, то это, скорее всего, именно внутренний учитель призывает его реализовать возможности открывшегося сенситива.

Ребёнок очень чувствителен к своим «окнам возможностей», его внутренний учитель подталкивает и зовёт его на действия, связанные с реализацией огромных возможностей, заложенных в течение сенситивных периодов.

Блокирование или отклонения от истинных интересов воспринимается ребёнком очень болезненно.

Он может испытывать сильное беспокойство вплоть до истерики, особенно если она на первый взгляд немотивированна: очень часто это может быть реакцией на нереализованные потребности сенситивного периода.

Отсутствие свободы обращения с окружающей средой в соответствии с бессознательными внутренними потребностями, неоправданные ограничения, наложенные взрослыми, создают перед ребёнком серьёзные проблемы.

Ведь вместо того, чтобы реализовать себя, он вынужденно тратит энергию развития на преодоления препятствий, возникновения которых вполне можно избежать, если внимательно наблюдать за ребёнком и быть в курсе насущных задач его возраста.

Отсутствие достаточного количества разнообразной информации, необходимой для удовлетворения потребностей периода, приводит к дополнительным сложностям в жизни ребёнка.

Если предоставленные самой природой возможности упущены, то необходимые и естественные умения в дальнейшем могут быть приобретены только с дополнительными усилиями.

Но они, к сожалению, уже никогда не будут столь глубокими, как если бы наполнились естественным образом в соответствующих сенситивных периодах.
Добавить в избранное Распечатать

Источник: https://mchildren.ru/senitive-periods-the-second-part/

Сензитивный период развития ребенка: что это и как использовать?

Сензитивный период развития

Воспитание ребенка – процесс ответственный, поэтому родителям стоит обращаться к опыту отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали различные процессы личностного развития.

Наиболее интересна и применима на практике теория сензитивных периодов, которую ввела Мария Монессори.

Согласно этой концепции, каждый конкретный возраст, начиная с раннего, оптимален для занятия определенным видом деятельности.

Определение

Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».

Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить.

Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.

Несмотря на то, что существуют четко выделенные универсальные периоды, развитие каждого малыша индивидуально, поэтому родителям стоит ориентироваться прежде всего на собственного ребенка, а не на общие рекомендации.

В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.

О роли и значении для родителей

Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:

  • начало медленное, его непросто обнаружить, поэтому необходимо точно знать конкретные возрастные интервалы;
  • точка максимума – это наибольшая степень проявления признака, максимальной интенсивности, ее можно выявить без проблем;
  • спад, постепенное снижение интенсивности.

Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.

Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.

Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:

  • понимать, что именно происходит с малышом в тот или иной период;
  • разбираться с тем, когда приблизительно наступит следующий этап, и успеть к нему подготовиться.

Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.

Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.

Периодизация

Монтессори выделила ряд периодов, информация о которых представлена в форме таблицы.

ВозрастХарактеристикаКак использовать
0-3 года, «духовный эмбрион»Ребенок полностью зависим от матери и ее эмоционального настроя, стремится к общению со взрослыми. Чаще всего не готов к детскому саду .Родителям желательно в это время как можно чаще общаться с младенцем, окружить его любовью и заботой .
3-6 летМалыш начинает осознавать самого себя, наступает благоприятное время для развития органов чувств, речи, понимания социальных ролей.Следует дать возможность малышу постигать окружающий мир, активно с ним заниматься, не пускать процесс на самотек.

Это наиболее общая периодизация, предложенная Монтессори. Далее будут рассмотрены основные сензитивные периоды дошкольного возраста.

Советский психолог Лев Выготский, который и предложил сам термин, придерживался несколько иного подхода к выделению сензитивных периодов. Например, в развитии речи малыша их выделялось 5:

  1. от 1,5 до 3 лет – развитие моторики и узнавание новых слов;
  2. 3-4 года – осознанность речи;
  3. 4-5 лет – восприятие письма, понимание размера, цвета, формы;
  4. 5-6 лет – способность изучать чтение и письмо, появление интереса к общению;
  5. 8-9 лет – повторный интерес к родному языку.

По Выготскому, сензитивным периодом для развития чтения и письма является дошкольный возраст – 5-6 лет. Сами периоды психолог считал результатом психических функций процессов.

Период развития речи

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

  1. В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.
  2. До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.
  3. Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.
  4. В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.
  5. В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.
  6. 3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова. После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.
  7. В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.
  8. 5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

Восприятие порядка

В трудах Марии Монтессори подробно рассмотрен сензитивный период восприятия порядка, который продолжается от появления на свет до 3 лет, а наиболее интенсивно проявляется в 2–2,5 года. Родителям важно понимать это и разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.

Для детей в 2,5 года очень важен порядок сразу в трех сферах:

  1. в помещении (окружающем их пространстве);
  2. во времени (вот почему крайне важен режим дня);
  3. в родительском отношении.

Именно поэтому от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте – ребенок будет испытывать удовольствие, обнаруживая привычные ему предметы в отведенных для них местах.

Поэтому очень важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно, – возраст пока не позволяет ему полноценно помогать родителям.

В 2-2,5 года ребенка лучше не подвергать такому сильному стрессу, как смена места жительства или посещение детского сада, это негативным образом скажется на его психике.

Для малыша крайне важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, мамам и папам необходимо создать все условия для подобной упорядоченности, предсказуемости. Если же ребенок не имеет конкретного распорядка, то он становится капризным, плаксивым, поэтому очень важно четко придерживаться определенного режима.

Кроме того, ребенок данного возраста должен четко понимать, чего именно от него хотят взрослые, все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

Сенсорное развитие

Продолжительность периода – с рождения до 5,5 лет, и в каждом возрасте для ребенка характерно развитие определенных чувств, это должны знать и понимать родители. По Монтессори, в этот период следует выполнять с малышами различные упражнения, тренирующие органы чувств: определять размеры, запахи, различать вкусы.

Именно этот период сензитивен для мышления, поэтому родителям надо сделать так, чтобы в жизни ребенка этого возраста было как можно больше сенсорных впечатлений.

Самый простой способ добиться необходимого развития – игра «Волшебный мешок»: в непрозрачный мешок помещаются разнообразные предметы.

Задача ребенка – погрузить в него руку, на ощупь найти предмет и понять, что это такое, не подглядывая.

Постепенно задача усложняется, в мешок складывают однородные предметы, например небольшие куски различных тканей: лен, шелк, хлопок. Ребенок учится определять и их.

Восприятие небольших предметов

Продолжительность – от 1,5 до 2,5 лет, именно в это время малыш стремится «исследовать» всевозможные мелочи – пуговицы, горошины, бусины. Наступает самое благоприятное время для развития мелкой моторики: нанизывание пуговиц либо бусин на нитки, работа с элементами конструктора.

Занятия с бусинами, фасолинами, крупами должны проводиться строго под контролем родителей, чтобы любопытный малыш не засунул предмет в ухо или нос.

Развитие действий и движений

Период продолжается от 1 до 4 лет, в это время малыш особенно подвижен, не может усидеть на месте, и от взрослых требуется помочь ему реализовать данную потребность, поскольку нехватка движения может вызвать отставание в развитии.

Чем важно движение для дошкольника?

  • Помогает развитию физических качеств.
  • За счет него организм получает необходимое количество кислорода.
  • Клетки головного мозга через кровь получают кислород в достаточном количестве, что благотворно сказывается на развитии мышления.

Поэтому можно сказать, что двигательная активность напрямую связана с познавательной и эмоциональной сферами. В это время не следует заставлять ребенка проводить много времени за столом, играя в настольные игры или складывая головоломки, для его нормального полноценного развития сейчас необходимы активные игры: бег, прыжки.

Развитие социальных навыков

В промежуток от 2,5 до 6 лет ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу:

  • как надо здороваться и прощаться;
  • как обратиться за помощью;
  • как можно вежливо попросить другого ребенка не мешать.

Все это пригодится ребенку в его дальнейшей жизни.

Как применять свои знания?

Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать.

Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/senzitivnyj-period

Сензитивный период это шанс ребенка на освоение навыков

Сензитивный период развития

Сензитивный период это самое благодатное время, в течении которого маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент своей жизни потратит гораздо больше усилий. Настолько больше, что может даже решить для себя, что не имеет к “этой” науке или к “этому” делу никаких способностей.

Нужно знать и учитывать, что для развития каждой способности мудрая природа определила свое время, особенное и неповторимое. Это время называется СЕНЗИТИВНЫМ ПЕРИОДОМ.

Абсолютно каждый ребенок в строго определенное время, как по волшебству, делается особо восприимчивым к тем или иным видам деятельности, к усвоению тех или иных знаний, к овладению определенными способами получения этих знаний.

  1. Шесть сензитивных периодов по Марии Монтессори
  2. Монтессори материалы своими руками

Сензитивный период это не повторяющиеся моменты в развитии детей

Сензитивные периоды разные по длительности, но одинаковые по сути, их нельзя ни остановить, ни искусственно продлить или отодвинуть, так же как нельзя повлиять на любой закон природы.

Об этих периодах просто надо знать, надо уметь их дожидаться и, конечно же, надо стараться использовать их с максимальной пользой для ребенка, организовывая повседневную жизнь малыша в согласии с его “космической программой развития”.

Сензитивные периоды не возобновляются.

Никогда! Потерять это время – ничем не оправданное невежество по отношению к ребенку, полная реализация возможностей которого зависит от того, знает взрослый о том, на что, когда и как следует направить усилия своего воспитанника или нет.

В своих трудах Мария Монтессори выделяет шесть сензитивных периодов, с точностью ученого определяя их названия и временную протяженность каждого. Итак, разберем шесть сензитивных периодов по Марии Монтессори.

Сензитивный период восприятия порядка

Характеристика периода.

Для ребенка важно “однажды и навсегда” познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем и овладения им.

Для детской сущности не приемлем хаос ни в окружающей среде – начиная с порядка в его собственном доме, ни во времени – режиме дня, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому – в требованиях, которые они предъявляют ребенку.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Безалаберность, неряшливость в одежде и быту, отсутствие “внутренних часов”, необязательность во встречах, договоренностях, делах.

Сензитивный период сенсорного развития

Характеристика периода.

Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства.

А это, в свою очередь, становится возможным при умении человека не просто смотреть, слушать, ощупывать (что каждому дано в норме от природы), а всматриваться, вслушиваться и ощущать – эти умения приобретаются только в данном возрасте и в процессе специально организованной деятельности.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Неумение составить ясное представление о свойствах предмета и сделать вывод о его пригодности, качестве, надежности, прочности и прочего.

Сензитивный период восприятие маленьких предметов

Характеристика периода.

Это самое беспокойное время для родителей, ребенка начинает привлекать “микромир”, поэтому им постоянно нужно быть начеку: не взял ли малыш в руки какую-нибудь мелочь, которая им может быть проглочена? Не разбирает ли он на части игрушку? И тут важно предоставить ребенку возможность своими руками создать что-то большое, целое: собрать модель, картину или бусы, составить аппликацию или мозаику.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Отсутствие познавательных интересов, желания заниматься творчеством (конструировать, мастерить).

Сензитивный период развития движения и действия

Характеристика периода.

Очень важный период для развития и укрепления не только физического, но и интеллектуального здоровья ребенка. Его естественное развитие невозможно без насыщения крови кислородом, без питания клеток головного мозга. Способность легких принимать кислород напрямую связана с двигательной активностью и формируется и него в отведенное природой время.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Малоактивный образ жизни в “четырех стенах”, телемания, отсутствие интереса к спорту и общая физическая ослабленность организма.

Сензитивный период развития социальных навыков

Характеристика периода.

Формы вежливого поведения становятся доступны ребенку именно в это время. Знакомство с этическими нормами для каждого человека является основой для адаптации в культурном обществе. Становиться членом этого общества ребенок начинает с раннего детства.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Сознательное нарушение общественных норм жизни, принятие ложных норм морали и нравственности: от открытого неуважения к другим людям до агрессивности по отношению к ним.

Сензитивный период развития речи

Характеристика периода.

До полугода ребенок вслушивается в звучащую речь и старается подражать ее звукам. В возрасте около года он начинает произносить свои первые слова. Около полутора лет – использовать их для выражения чувств и желаний. В два-три года малыш способен выражать свои мысли, объяснить поступки и действия.


НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Трудности в общении с людьми, в учебе, в осуществлении профессиональной деятельности, в воспитании собственных детей.

Каждый период имеет свое весьма спокойное начало (которое можно и не заметить, если ничего не знать о существовании данного периода) и свой пик (или время наибольшей интенсивности) с последующим спадом. При чем у каждого ребенка это происходит неповторимо, по “индивидуальному графику”.

По словам Марии Монтессори, взрослый обязан не только иметь представление о существовании сензитивных периодов развития ребенка, но и готовить их наступление или “зону ближайшего развития”: приобретать и создавать необходимые ребенку дидактические материалы, пособия, игрушки, иначе говоря создавать развивающую зону.

Материал взят из книги «Раннее развитие: лучшие методики и игры»

Монтессори материалы своими руками

Теперь когда вы знаете о сензитивных периодах, нужно подумать в каких из них находится ваш ребенок на данный момент. Не впадайте в панику, не хватайтесь за все сразу. Если вы осознали, что один из периодов подходит к концу, сначала подумайте как ребенок развивался в этом направлении без вашего осознанного вмешательства, каковы его успехи, а уж затем составляйте план занятий.

Методика Монтессори в нашей семье имеет хаотичный характер. Я придерживаюсь мнения, что ребенок должен развиваться сбалансированно, поэтому не придерживаюсь какой либо методики на все 100%.

Мне нравится идти за интересами сына, он сам мне показывает что ему нужно, что его увлекает.

Тем не менее, я не могу поспорить с научными трудами Марии Монтессори на тему сензитивных периодов, поэтому постаралась помнить о них и в силу возможностей развивать.

Монтессори материалы не так сложно сделать своими руками, а в некоторых случаях их даже делать не нужно, просто нужно взять вещи имеющиеся в каждом доме и предоставить их ребенку в определенных занятиях. Когда Александру было 2 года 9 месяцев, мы обыграли первую часть книги о домашней школе Монтессори.

В этих занятиях участвовали кухонная утварь, бусины, манная крупа и многое другое, что без труда я нашла дома. Ко второй части книги мы подошли, когда ребенку исполнилось 3 года 6 месяцев. Здесь мне пришлось немного поработать.

Я сделала набор для развития тактильных ощущений своими руками, лоскуты тканей с названиями на обратной стороне, цветные таблички нам удалось заменить уже имеющимся набором карточек.

И вот моему мальчику исполнилось 5 лет, он помогает в силу возможностей по дому, интересуется папиными инструментами. Подумав на эту тему я решила сделать ему тренажер с шурупами по методике Монтессори. В этом случае мне пришлось обратиться к плотнику. Я распечатала оригинал материала Монтессори, который стоит 120$.

Разработан Монтессори для координации движений глаз-рука. Помогает практическим навыкам, которые нужны в повседневной жизни.

Мы обсудили детали с плотником и решили сделать тренажер не из трех частей, а из одной. Все удовольствие мне обошлось в 35$.

фото увеличивается при клике

Александр остался очень доволен! Тренажер используется им ежедневно, сейчас он просит заменить шурупы и тип отвертки на новые. Что ж, маме нужно просто доехать до магазина.

фото увеличивается при клике

Что еще можно сделать из Монтессори материалов своими руками. Очень советую всем родителям обратить внимание на доски-тренажеры, которые имеют разную модификацию и могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка. Я подобрала несколько фотографий из Интернета, чтобы дать понять идею моим читателям.

На этой фотографии хорошо видно, а точнее подписано все что находится на данной доске. Без умелых рук папы или плотника здесь не обойтись. Доски модифицирована таким образом, что при открывании замков дверца открывается. Лично моего сына очень интересуют замки с ключами, то есть если бы я делала ему, то всю доску заняли бы разнообразные замки.

Кто-то из креативных родителей подошел к вопросу вот так. Простая кухонная доска с множеством шпингалетов. В чем я вижу минус подобного материала.

Только 3 шпингалета и 1 цепочка на данной доске имеют функциональную завершенность. То есть ребенок может увидеть конечный результат “открыл-закрыл”, все остальное не имеет логического смысла.

Но мы люди взрослые, берем идею и бесполезные штуковины можно заменить на подвесные или встроенные замки.

На этом дорогие друзья, я завершу сегодняшний обзор Монтессори материалов своими руками. Надеюсь, что вам была полезна информация о сензитивных периодах. Вы конечно поняли, что это время упускать непростительно, нужно помочь нашим деткам развиваться в согласии с их “космической программой”.

Источник: https://www.millionairekids.ru/senzitivnyj-period-eto/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.